.RU

Условия и средства формирования универсальных учебных действий - Образовательная программа муниципального бюджетного...



^ Условия и средства формирования универсальных учебных действий

Учебное сотрудничество

Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Совместная деятельность

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Цели организации работы в группе:

• создание учебной мотивации;

• пробуждение в учениках познавательного интереса;

• развитие стремления к успеху и одобрению;

• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Частным случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности используется как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.

Разновозрастное сотрудничество

Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в 1—2 классах).

Эта работа обучающихся в позиции учителя выгодно отличается от их работы в позиции ученика в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она создаёт условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.


Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества

Средняя и старшая ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между обучающимися, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценка ответа товарища только после завершения его выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного эталона и т. д.

Дискуссия

Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы обучающихся со своей и чужой точками зрения может стать письменная дискуссия. В начальной школе на протяжении более чем 3 лет совместные действия обучающихся строятся преимущественно через устные формы учебных диалогов с одноклассниками и учителем.

Устная дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Вместе с тем для становления способности к самообразованию очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), где может произойти следующий шаг в развитии учебного сотрудничества — переход к письменным формам ведения дискуссии.

Тренинги

Наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей могут выступают разные формы и программы тренингов для подростков. Программы тренингов позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей:

• вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;

• развивать навыки взаимодействия в группе;

• создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;

• развивать невербальные навыки общения;

• развивать навыки самопознания;

• развивать навыки восприятия и понимания других людей;

• учиться познавать себя через восприятие другого;

• получить представление о «неверных средствах общения»;

• развивать положительную самооценку;

• сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

• познакомить с понятием «конфликт»;

• определить особенности поведения в конфликтной ситуации;

• обучить способам выхода из конфликтной ситуации;

• отработать ситуации предотвращения конфликтов;

• закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;

• снизить уровень конфликтности подростков.

Групповая игра и другие виды совместной деятельности в ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В тренинге создаётся специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

В ходе тренингов коммуникативной компетентности подростков уделяется внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Через ролевое проигрывание успешно отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.

Общий приём доказательства

Доказательства могут выступать в процессе обучения в разнообразных функциях: как средство развития логического мышления обучающихся; как приём активизации мыслительной деятельности; как особый способ организации усвоения знаний; иногда как единственно возможная форма адекватной передачи определённого содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость выводов; как средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков учащихся.

Обучение доказательству предполагает формирование умений по решению следующих задач:

• анализ и воспроизведение готовых доказательств;

• опровержение предложенных доказательств;

• самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.

Необходимость использования обучающимися доказательства возникает в ситуациях, когда:

• учитель сам формулирует то или иное положение и предлагает обучающимся доказать его;

• учитель ставит проблему, в ходе решения которой у обучающихся возникает потребность доказать правильность (истинность) выбранного пути решения.

В этих случаях для выполнения предлагаемых заданий обучающийся должен владеть деятельностью доказательства как одним из универсальных логических приёмов мышления. В целях обеспечения освоения обучающимися деятельности доказательства в работе учителей, наряду с обучением школьников конкретному доказательству тех или иных теорем, особое внимание уделяется вооружению обучающихся обобщённым умением доказывать.

Рефлексия

В наиболее широком значении рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме. В конкретно-практическом плане развитая способность обучающихся к рефлексии своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:

• осознание учебной задачи (что такое задача? какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?);

• понимание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке? каких целей добился? чему можно было научиться ещё?);

• оценка обучающимся способов действий, специфичных и инвариантных по отношению к различным учебным предметам (выделение и осознание общих способов действия, выделение общего инвариантного в различных учебных предметах, в выполнении разных заданий; осознанность конкретных операций, необходимых для решения познавательных задач).

Соответственно развитию рефлексии способствует организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям:

• постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными;

• анализ наличия способов и средств выполнения задачи;

• оценка своей готовности к решению проблемы;

• самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя);

• самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это перевод учебной задачи в творческую).


Педагогическое общение

Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения.



  1. ^ Программы отдельных учебных предметов, курсов

Класс

Предмет

Кол-во часов

Программа

Учебник

Название (вид)

Автор

Год издания

Название (вид)

Автор

Год изда

ния

Обеспечен

ность

5А,

5Б,



Русский язык

6

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 5-9 классы.

М.: «Дрофа»

Общеобразовательная

Программа под редакцией М.М.Разумовской

2007

Русский язык. 5 класс

«Дрофа», Москва

М.М.Разумовская

2008

100%

5А,

5Б,



Литература

2

Программа «Литература»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Общеобразовательная

Автор-составитель

Г.С. Меркин

2009

Литература. 5 класс

Москва, изд. «Русское слово»

Г.С. Меркин

2008

100%

6А,



Русский язык

6

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 5-9 классы.

М.: «Дрофа»

Общеобразовательная

Программа под редакцией М.М.Разумовской

2007

Русский язык. 6 класс

«Дрофа», Москва

М.М.Разумовская

2009

100%

6А,



Литература

2



Программа «Литература»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Общеобразовательная

Автор-составитель

Г.С. Меркин

2009

Литература. 6 класс

Москва, изд. «Русское слово»

Г.С. Меркин

2009

100%

7А,

7Б,





Русский язык

4


Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 5-9 классы.

М.: «Дрофа»

Общеобразовательная

Программа под редакцией М.М.Разумовской

2007

Русский язык. 7 класс

«Дрофа», Москва

М.М.Разумовская


2008

100%

7А,

7Б,





Литература

2



Программа «Литература»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Общеобразовательная

Автор-составитель

Г.С. Меркин

2009

Литература. 7 класс

Москва, «Русское слово»


Г.С. Меркин

2008

100%

8А,



Русский язык

3

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 5-9 классы.

М.: «Дрофа»

Общеобразовательная

Программа под редакцией М.М.Разумовской

2007


Русский язык. 8класс

Москва, «Дрофа»



М.М.Разумовская

2007

100%

8А,



Литература

2

Программа «Литература»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Общеобразовательная

Автор-составитель

Г.С. Меркин

2009


Литература.8 класс

Москва, изд. «Русское слово»



Г.С. Меркин



2009

100%

9А,

9Б,



Русский язык

2

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 5-9 классы.

М.: «Дрофа»

Общеобразовательная

Программа под редакцией М.М.Разумовской

2007

Русский язык. 9 класс

Дрофа, Москва

М.М.Разумовская

2007

100%

9А,

9Б,



Литература

3

Программа «Литература»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Общеобразовательная

Автор-составитель

Г.С. Меркин

2009

«Литература 9 класс

Москва, изд. «Русское слово»

С.А. Зинин

В.И. Сахаров

2008

100%

5А,5Б, 5В

Английский язык

3

Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений

Обнинск - Титул



М.З.Биболетова

Н.А. Трубанева

2010

«Английский язык 5-6 класс»

Изд-во «Титул»,

г. Обнинск

Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н.

2008

100%

6А,6Б

Английский язык

3

Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений

Обнинск - Титул



М.З.Биболетова

Н.А. Трубанева

2010

«Английский язык 5-6 класс»

Изд-во «Титул»,

г. Обнинск

Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н.

2008

100%

7А,7Б, 7В

Английский язык

3

Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений

Обнинск - Титул



М.З.Биболетова

Н.А. Трубанева

2010

«Английский язык 7 класс»

Изд-во «Титул»,

г. Обнинск

М.З. Биболетова и др.

2009

100%

8А, 8Б

Английский язык

3

Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений

Обнинск - Титул



М.З.Биболетова

Н.А. Трубанева

2010

«Английский язык 8 класс»

Изд-во «Титул»,

г. Обнинск

М.З. Биболетова и др.

2010

100%

9А, 9Б, 9В

Английский язык

3

Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений

Обнинск - Титул



М.З.Биболетова

Н.А. Трубанева

2010

«Английский язык 9 класс»

Изд-во «Титул»,

г. Обнинск

М.З. Биболетова и др.

2009

100%

5А,5Б, 5В

Математика

6

Программа.

Математика.5-6 кл

М: Мнемозина

составитель В.И.Жохов

2009

«Математика 5»,

М.: «Мнемозина»

Н.Я.Виленкин

2007

100%

6А,6Б



Математика

6

Программа.

Математика.5-6 кл

М: Мнемозина

составитель В.И.Жохов

2009

«Математика 6»,

М.: «Мнемозина»

Н.Я.Виленкин

2009

100%

7А,7Б, 7В

Геометрия

2

Программа МО РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-11 классы

М.: «Просвещение»

Т.А. Бурмистрова

2009

«Геометрия 7-9»,

М.: « Просвещение»

Л.С.Атанасян

2006

100%



Алгебра

4

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы

М.: Просвещение

Составитель

Т.А. Бурмистрова

2008

"Алгебра 7"

М.: Просвещение

Ю.Н. Макарычев

Н.Г. Миндюк

К.И. Нешков

С.Б. Суворова

под редакцией С.А. Теляковского

2010

100%

7Б, 7В

Алгебра



5



Программа для общеобразовательных учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7—9 классы

М: Мнемозина

И. Е. Феоктистов



2010




«Алгебра 7» (с углубленным изучением математики),
М.: «Мнемозина»


Макарычев Ю.Н.,

Миндюк Н.Г.

2007

100%

8А, 8Б


Геометрия

3

Модифицированная программа

для школ (классов)

Белгородской области

с углубленным изучением

геометрии

(8-9 кл., 10-11 кл.)

Белгород

сост.

Солодовник Л.Ф.,

Вертелецкая О.В.,

Криковцова Н.Н.,

Кормилина В.И.



2010




«Геометрия, 7-9»

М.: «Просвещение»

«Геометрия, 8 класс.

Дополнительные главы к учебнику.»

М.: «Вита-Пресс»


Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.


2007

100%

8А, 8Б



Алгебра

5

Программа для общеобразовательных учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7—9 классы

М: Мнемозина

И. Е. Феоктистов


2010


«Алгебра 8»

(с углубленным
изучением математики),
М.: «Мнемозина»

Макарычев Ю.Н.,

Миндюк Н.Г.

2007

100%

9А, 9Б

Геометрия

2

Программа МО РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-11 классы

М.: Просвещение

Т.А. Бурмистрова

2009

«Геометрия 7-9»

М.: Просвещение

Л.С.Атанасян

2008

100%

9А, 9Б

Алгебра

3

Программа МО РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-11 классы

М.: Просвещение

Т.А. Бурмистрова

2009

«Алгебра 9»

М.: Просвещение

Теляковский С.А.

2007

100%



Геометрия

3

Модифицированная программа

для школ (классов)

Белгородской области

с углубленным изучением

геометрии

(8-9 кл., 10-11 кл.)

Белгород

сост. Солодовник Л.Ф.,

Вертелецкая О.В.,

Криковцова Н.Н.,

Кормилина В.И.


2010

«Геометрия 7-9», М.: «Просвещение»

Л.С.Атанасян

2008

100%



Алгебра

5

Программа для общеобразовательных учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7—9 классы

М: Мнемозина

И. Е. Феоктистов



2010



«Алгебра 9» (с углубленным изучением математики),
М.: Мнемозина

Макарычев Ю.Н.,

Миндюк Н.Г.


2007

100%

7А,

7Б,



Физика

2

Физика. 7-9 классы. (сборник Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов –М.: Дрофа)


Е.М. Гутник

А.В. Перышкин



2009

«Физика. 7 класс»

М.: «Дрофа»


А.В. Перышкин

2007

100%

8А,




Физика



2

Физика. 7-9 классы. (сборник Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов –М.: Дрофа)


Е.М. Гутник

А.В. Перышкин



2009


«Физика. 8 класс»

М.: «Дрофа»



А.В. Перышкин


2007

100%


9А,

9Б,





Физика


2

Физика. 7-9 классы. (сборник Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов –М.: Дрофа)


Е.М. Гутник

А.В. Перышкин



2009

«Физика. 9 класс»

М.: «Дрофа»

А.В. Перышкин

2008

100%



Элективный курс «Эксперименты и исследовательские опыты по физике»

1

Модифицированная программа

«Эксперименты и исследовательские опыты по физике»


Паршиков А.П.


утверждена на заседании муниципального экспертного совета.,

Пр.№ 3 от 19.06.2009

Физический эксперимент в средней школе.-

М.: Просвещение

Н.М. Шахмаев.

1991

50%

5А,

5Б,



Информатика и ИКТ

1

Программа курса информатики

и информационных технологий для 5-6 классов средней

общеобразовательной школы

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

Л.Л. Босова

2009

Информатика и ИКТ.

5 класс

^ М.: БИНОМ.

Босова Л.Л.

2009

100%

7А,

7Б,



Информатика и ИКТ

1

Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) – Спб.: Питер

Н.В.Макарова


2009

«Информатика и ИКТ.

8-9 классы»,
ООО «Питер Пресс»

Макарова Н.В.,

Волкова И.В.,

Николайчук Г.С.

2010

100%

8А,



Информатика и ИКТ

1



Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) – Спб.: Питер

Н.В.Макарова


2009

«Информатика и ИКТ.

8-9 классы»,
ООО «Питер Пресс»

Макарова Н.В.,

Волкова И.В.,

Николайчук Г.С.

2010

100%

9А,

9Б,



Информатика и ИКТ

2

Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) – Спб.: Питер

Н.В.Макарова


2009

«Информатика и ИКТ.

8-9 классы»,
ООО «Питер Пресс»

Макарова Н.В.,

Волкова И.В.,

Николайчук Г.С.

2010

100%



Элективный курс:

«Язык программирования Паскаль в задачах и примерах»

1

Авторская программа

«Язык программирования Паскаль в задачах и примерах»

Погребкова Л.А.

утверждена на заседании муниципального экспертного совета.,

Пр. № 3 от 01.06. 2010

Информатика. Базовый курс. 7-9 классы

М.:Бином, Лаборатория знаний

И.Г. Семакин,

Л.А. Залогова

2009

100%

5А,5Б, 5В

История

2

Программа

«Введение в изучение истории»

М.: «Вентана-Граф»


Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание. 5-11 классы

М.: «Просвещение»


П.А. Баранов,

О.Н. Журавлева


Под редакцией А.А.Вигасина


2008


2007


«История. Введение в историю»

«Вентана-Граф»


«История древнего мира»,

М.: «Просвещение»




А.Н. Майков


А.А. Вигасин



2010


2008


100%


100%

6А,6Б

История

2

Программа по истории

М.: «Просвещение»

Примерная программа по всеобщей истории


Под ред. А.А.Данилова


2007


«История России»,

М.: «Просвещение»

«История средних веков»,

М.: «Просвещение»

Данилов А.А.,

Косулина Л.Г.

Агибалова Е.В.,

Донской Г.М.

2007


100%


6А,6Б

Обществознание

1

Программа

«Обществознание»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Под редакцией
С.И.Козленко,

И.В.Козленко


2008

«Обществознание»,

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Кравченко А.И.,

Певцова Е.А.

2008

100%

7А,7Б, 7В

История

2

Программа «История России»

М.: «Просвещение»

Программа по всеобщей истории

М.: «Просвещение»

Под ред. А.А.Данилова

Под ред. А.Я.Юдовской и Л.М.Ванюшкина


2007


«История России»

М.:Просвещение

«Всеобщая история»

М.:Просвещение

Данилов А.А.,

Косулина Л.Г.

Юдовская А.Я.,

Баранов П.А.

2008

2010

100%


7А,7Б, 7В

Обществознание

1

Программа

«Обществознание»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Под ред. Козленко С.И., Козленко В.И.


2008

«Обществознание»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Кравченко А.И

Певцова Е.А.

2010

100%

8А, 8Б

История

2

Программа «История России»

М.: «Просвещение»

Программа «Новая история»

М.: «Просвещение»

Под ред. А.А.Данилова

А.Я. Юдовская,

Л.М. Ванюшкина


2007


«История России.
19 век»
М.: «Просвещение»

«История нового времени»,

М.: «Просвещение»

Данилов А.А. ,

Косулина Л.Г.

А.Я.Юдовская

П.А.Баранов

2008


2007

100%


8А, 8Б

Обществознание

1

Программа

«Обществознание»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Под редакцией .А. И. Кравченко


2009

«Обществознание»,

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

А.И.Кравченко

2008

100%

9А,9Б, 9В

История России

1,3

Программа «История России»

М.: «Просвещение»

Под ред. А.А.Данилова

2007

«История России.
20- начало 21 века»
М.: «Просвещение»

Данилов А.А. , Л.Г.Косулина

2007

100%

9А,9Б, 9В

Всеобщая история

0,7

Программа общеобразовательных учреждений «Новейшая история»

М.: «Просвещение»

О.А.Сороко-Цюпа


2007

«Новейшая история»,

М.: «Просвещение»

Сороко-Цюпа А.О.

2008

100%

9А,9Б, 9В

Обществознание

1

Программа

«Обществознание»

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

Под редакцией .А. И. Кравченко


2009

«Обществознание»,

М.: ООО «ТИД

« Русское слово - РС»

А.И.Кравченко

2009

100%

9А, 9Б

Элективный курс

«Право (закон и подросток)»

1

Авторская программа

«Право (закон и подросток)»

Кузичева Е.В.

утверждена на заседании муниципального экспертного совета.,

Пр. № 4 от 03.09.2008

Право.Основы правовой культуры. 9 класс. – М.: «ТИД «Русское слово - РС»

Певцова Е.А.

2010

100%



География

1

География. Программа для общеобразовательных учреждений. 6 -11 классы

М.:Вентана-Граф

Литягин А.А.

Душина И.В.

2011

География. Начальный курс. 6 класс

Литягин А.А.

2011

100,00%



География

1

Программа для общеобразовательных учреждений по географии. 6-10 классы

М.: Русское слово

(общеобразовательная)

Под ред. Е.М. Домагацких


2008

«География»

М.: Русское слово

(общеобразовательный)

Домогацких Е.М.

Алексеевский Н.И.

2009

100%

7А,7Б,7В

География

2

Программа для общеобразовательных учреждений по географии. 6-10 классы

М.: Русское слово

(общеобразовательная)

Под ред. Е.М. Домагацких


2010

«География»

М: Русское слово

(общеобразовательный)

Домогацких Е.М.

Алексеевский Н.И.

2010

100%

8А, 8Б

География

2

Программа по географии для общеобразовательных учреждений

М.: Дрофа

(общеобразовательная)

Под ред. Е.М. Домагацких


2010



«География»

М: Русское слово

(общеобразовательный)


И.И. Баринова


2010

100%

9А, 9Б, 9В

География

2

Программа по географии для общеобразовательных учреждений

М.: Дрофа

(общеобразовательная)


В.П.Дронова


2008



«Население и хозяйство России»,

М.: Дрофа

В.П.Дронов,

В.Я.Ром

2008


100%

5А,5Б,5В

Природоведение

2

Природоведение. 5 класс (из сборника

«Природоведение. Биология. Экология. 5- 11 классы: программы»)

М.: Вентана-Граф

Сухова Т.С.,

Строганов В.И.

2010

«Природоведение»

М.: «Вентана – Граф»

Сухова Т.С.,

Драгомилов А.Г

2008

100%

6А,6Б

Биология

2

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс (из сборника

«Природоведение. Биология. Экология. 5- 11 классы: программы»)

М.: Вентана-Граф

Пономарева И.Н.

Кучменко B.C.

2010

«Биология. 6 класс»,

М.: «Вентана – Граф»

Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,

Кучменко B.C.

2009

100%

7А,7Б,7В

Биология

2

Животные. 7 класс (из сборника

«Природоведение. Биология. Экология. 5- 11 классы: программы»)

М.: Вентана-Граф

Константинов В,М.

Кучменко B.C.,

Пономарева И.Н.

2010

«Биология. 7класс»

М.: «Вентана – Граф»

Константинов В.М., Бабенко В.Г.,
Кучменко В.С.

2010

100%

8А, 8Б

Биология

2

Человек и его здоровье. 8 класс (из сборника

«Природоведение. Биология. Экология. 5- 11 классы: программы»)

М.: Вентана-Граф

ДрагомиловА.Г, МашР.Д.

2010

«Биология»
Вентана-Граф





ДрагомиловА.Г, МашР.Д.

2010

100%

9А,9Б,9В

Биология

2

Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы

М.: «Дрофа»

Под редакцией

Н.И.Сонина, М.Р.Сапина


2007

«Биология»
М.:«Дрофа»

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И.

2008

100%



Введение в химию

1

Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс» М.: Дрофа

О.С. Габриелян ,

Шипарева Г.А.

2007

Химия. Вводный курс

М.: Дрофа

Ахлебинин А.К.

2010

100%

8А,




Химия


2


Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений

М.: «Просвещение»

Н.Н. Гара

2008

«Химия. Неорганическая химия. 8 класс»

М.: « Просвещение»

Рудзитис Г.Е.,

Фельдман Ф.Г.

2007

100%

9А,

9Б,



Химия

2


Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений

М.: «Просвещение»

Н.Н. Гара

2008

«Химия. Органическая химия. Неорганическая химия. 9 класс»

М.: «Просвещение»

Рудзитис Г.Е.,

Фельдман Ф.Г.

2008

100%

5А,5Б, 5В

Изобразительное искусство

1

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.

1-9 классы

М: «Просвещение»



Под редакцией

Б..М. Неменского


2008

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

М.: Просвещение

Горяева Н.А.,

Островская О.В./

под ред. Неменского Б.М.

2008

50%

6А, 6Б

Изобразительное искусство

1

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.

1-9 классы

М: «Просвещение»



Под редакцией

Б..М. Неменского


2008

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека

М.: Просвещение

Неменская Л.А./

под ред. Неменского Б.М.

2008

50%

7А, 7Б, 7В

Изобразительное искусство

1

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.

1-9 классы

М: «Просвещение»



Под редакцией

Б..М. Неменского


2008

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.

М.: Просвещение

Питерских А.С.,

Гуров Г.Е./

под ред. Неменского Б.М.

2008

50%

8А, 8Б

Изобразительное искусство

1

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.

1-9 классы

М: «Просвещение»



Под редакцией

Б..М. Неменского


2008

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.

М.: Просвещение

Питерских А.С.,

Гуров Г.Е./

под ред. Неменского Б.М.

2008

50%

9А, 9Б, 9В

Изобразительное искусство

1

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.

1-9 классы

М: «Просвещение»



Под редакцией

Б..М. Неменского


2008

-

-

-

-

5А,

5Б,



Музыка

1

«Музыка» для основной школы

(5-7кл.)»

М.: Просвещение

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ШмагинаТ.С.

2007

«Музыка»

5-7 классы

М.: Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.


2007

50%

6А,



Музыка

1

«Музыка» для основной школы

(5-7кл.)»

М.: Просвещение

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ШмагинаТ.С.

2007

«Музыка»

5-7 классы

М.: Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.


2007

50%

7А,

7Б,



Музыка

1

«Музыка» для основной школы

(5-7кл.)»

М.: Просвещение

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., ШмагинаТ.С.

2007

«Музыка»

5-7 классы

М.: Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.


2007

50%

5А,

5Б,



Физическая культура

4

Региональная адаптированная программа по физической культуре для 5-7 классов

приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.04.2009г. №694

2009

Физическая культура 5-7 классы

М.: «Просвещение»

Виленский М.Я.,

Туревский И.М.

2009

50%

6А,



Физическая культура

4

Региональная адаптированная программа по физической культуре для 5-7 классов

приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.04.2009г. №694

2009

Физическая культура 5-7 классы

М.: «Просвещение»

Виленский М.Я.,

Туревский И.М.

2009

50%

7А,

7Б,



Физическая культура

3

Комплексная программа физического воспитания

1-11 кл. Москва «Просвещение»

В.И. Лях,

А.А. Зданевич

2010

Физическая культура 5-7 классы

М.: «Просвещение»

Виленский М.Я.,

Туревский И.М.

2009

50%

8А,



Физическая культура

3

Комплексная программа физического воспитания

1-11 кл. Москва «Просвещение»

В.И. Лях,

А.А. Зданевич

2010

Физическая культура 8-9 классы

М.: «Просвещение»

В.И.Лях

А.А.Зданевич

2009

50%

9А,

9Б,



Физическая культура

3

Комплексная программа физического воспитания

1-11 кл. Москва «Просвещение»

В.И. Лях,

А.А. Зданевич

2010

Физическая культура 8-9 классы

М.: «Просвещение»

В.И.Лях

А.А.Зданевич

2009

50%

5А,

5Б,



Основы безопасности жизнедеятельности

1

Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение

Под редакцией А.Т.Смирнова

2008

«Основы безопасности жизнедеятельности»

М.: «Просвещение»

Смирнов А.Т.

2008

50%

6А,



Основы безопасности жизнедеятельности

1

Программа общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности

М.: «Просвещение»

Под редакцией А.Т.Смирнова

2008

«Основы безопасности жизнедеятельности»

М.: «Просвещение»

Смирнов А.Т.

2008

50%

7А,

7Б,



Основы безопасности жизнедеятельности

1

Программа общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности

М.: «Просвещение»

Под редакцией А.Т.Смирнова

2008

«Основы безопасности жизнедеятельности»

М.: «Просвещение»

Смирнов А.Т.

2008

50%

8А,



Основы безопасности жизнедеятельности

1

Программа общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности

М.: «Просвещение»

Под редакцией А.Т.Смирнова

2008

«Основы безопасности жизнедеятельности»

М.: «Просвещение»

Смирнов А.Т.

2008

50%

9А,

9Б,



Основы безопасности жизнедеятельности

1

Программа общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности

М.: «Просвещение»

Под редакцией А.Т.Смирнова

2008

«Основы безопасности жизнедеятельности»

М.: «Просвещение»

Смирнов А.Т.

2008

50%

5А,

5Б,



Технология (девочки)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 5 класса»

М.: «Вентана – Граф»


В.Д. Симоненко

2008

50%

6А,



Технология (девочки)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 6 класса»

М.: «Вентана – Граф»


В.Д. Симоненко

2008

50%

7А,

7Б,



Технология (девочки)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 7 класса»

М.: «Вентана – Граф»

.

В.Д. Симоненко

2008

50%

8А,



Технология (девочки)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 8 класса»

М.: «Вентана – Граф»


В.Д. Симоненко

2008

50%

5А,

5Б,



Технология (мальчики)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 5 класса»

М.: «Вентана – Граф»

В.Д. Симоненко

2008

50%

6А,



Технология (мальчики)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 6 класса»

М.: «Вентана – Граф»

В.Д. Симоненко

2008

50%

7А,

7Б,



Технология (мальчики)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 7 класса»

М.: «Вентана – Граф»

В.Д. Симоненко

2008

50%

8А,



Технология (мальчики)

2

Технология. Программы начального и основного общего образования.

М.: Вентана-Граф

М.В. Хохлова, П.С. Самородский,

Н.В. Синица, В.Д.Симоненко


2007

«Технология для учащихся 8 класса»

М.: «Вентана – Граф»

В.Д. Симоненко

2008

50%

5А,

5Б,




Православная культура

1

Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев/ Ульяновск: ИНФОФОНД


Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д. Скоробогатов,

Т.В. Рыжова,

О.Н. Кобец


Т. В. Рыжова



2006

«Православная культура 5-6 классы»,

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д.Скоробогатов

Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец

2007

50%

6А,



Православная культура

1







2006

«Православная культура 5-6 классы»,

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д.Скоробогатов

Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец

2007

90%

7А,

7Б,



Православная культура

1

Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев/ Ульяновск: ИНФОФОНД


Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д. Скоробогатов,

Т.В. Рыжова,

О.Н. Кобец


Т. В. Рыжова

2006

«Православная культура 7-8 классы»,

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д.Скоробогатов

Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец

2008

90%

8А,



Православная культура

1







2006

«Православная культура 7-8 классы»,

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д.Скоробогатов

Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец

2008

90%

9А,

9Б,



Православная культура

1

Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев/ Ульяновск: ИНФОФОНД


Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классах

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д. Скоробогатов,

Т.В. Рыжова,

О.Н. Кобец


Т. В. Рыжова

2006

«Православная культура 9 класс»,

Ульяновск: ИНФОФОНД

В.Д.Скоробогатов

Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец

2008

90%




  1. ^ Программа воспитания и социализации обучающихся

Пояснительная записка


Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Лицей №3» направлена формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников, обеспечивающее создание соответствующей среды развития и включающее воспитательную, учебную, внеучебную и социально-значимую деятельность обучающихся, основанную на системе базовых национальных ценностях, традициях, моральных норм, реализуемую в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации предусматривает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию (явления действительности в политической, социальной, культурной среде не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться» от них), профессиональную ориентацию, предполагает формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формирование социально активной личности в МБОУ «Лицей №3» происходит в условиях сложившейся учебно-воспитательной системы, в основе которой лежат педагогические идеи ориентированные на базовые национальные ценности.

Главной ценностью является Человек - личность школьника.

Учебно – воспитательный процесс в лицее направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования учебно – воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения.

Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет.


usloviya-uspeshnogo-menedzhmenta-v-rossii.html
uslovnie-oboznacheniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
uslovno-besplatnie-programmi-kak-sposob-zarabotat.html
usn-dostoinstva-i-nedostatki-ee-primeneniya.html
usovershenstvovannij-realizm-aajera.html
uspeshnaya-molitva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novgorode-fond-obshestvennoe-mnenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-kontrolnaya-rabota-2-utverzhdayu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prosto-vmeste-freefly-moskva-2005-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-predprofilnoj-podgotovki-kak-komponenta-profilnogo-obrazovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-v-ryabova-oprimenenii-koncepcii-upravleniya-usvoeniem-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku-psiholingvistika-i-obuchenie-inostrancev-russkomu-yaziku-pod-red-a-a-leonteva-i-t-v-ryabovoj-izd-mgu-1972-c-3-11.html
  • books.bystrickaya.ru/elektrondi-portfolioni-teoriyali-negzdemes-elektrondi-portfolioni-teoriyali-negzdemes.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-vistupayushaya-v-kachestve-soveshaniya-storon-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-chetvertoe-soveshanie-stranica-24.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080109-vseh-form-obucheniya-sostavitel-z-d-morozova-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/derzhavne-regulyuvannya-komercjno-dyalnost-chast-19.html
  • college.bystrickaya.ru/27-viselenie-lic-samoupravno-zanyavshih-zhiloe-pomeshenie-viselenie-vremennih-zhilcov-i-podnanimatelej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prizyor-vserossijskoj-olimpiadi-obuchayushihsya-po-fizike-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/329-razvitie-izbiratelnogo-prava-i-izbiratelnoj-sistemi-udmurtskoj-respubliki.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-fakulteta-matematiki-i-informatiki-na-2010-god-rekomendovan-k-utverzhdeniyu-na-sovete-fakulteta-matematiki-i-informatiki-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/12-celesoobraznost-i-biologicheskoe-prednaznachenie-nalichiya-v-prirode-dvuh-polov.html
  • literature.bystrickaya.ru/chtenie-prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-8-iyulya-2009-goda-333-ob-utverzhdenii-tipovih.html
  • studies.bystrickaya.ru/iskusstvo-kak-yavlenie-kulturi-religiya-kak-yavlenie-kulturi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shancev-vistupaet-zaalternativnie-vidi-topliva-otchet-po-presse-seliger-2008-9-iyulya-pozitiv.html
  • grade.bystrickaya.ru/nalog-na-igornij-biznes-v-rossii-i-zarubezhom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-denezhnie-dohodi-naseleniya-25-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/41-tihvinsko-bogorodickaya-cerkov-dvuhprestolnij-kamennij-hram-postroen-v-1761-g-pridel-osvyashen-v-chest-nerukotvornogo-obraza-spasa.html
  • urok.bystrickaya.ru/posoh-i-shlyapa-terri-pratchett-stranica-6.html
  • abstract.bystrickaya.ru/117303-g-moskva-ul-odesskaya-d-2129-t-310-51-66-316-85-25-nounika-school-ru.html
  • crib.bystrickaya.ru/imitator-psihofiziologicheskih-vozdejstvij-klassifikaciya-tematicheskoe-napravlenie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-specialnosti-43-01-02-elektroenergeticheskie-sistemi-i-seti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnogennoj-civilizacii-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-s-p-19-razdela-iii-tipovogo-polozheniya-o-suvorovskih-voennih-nahimovskih-voenno-morskih-voenno-muzikalnom-uchilishe-i-kadetskih-morskih-kadetskih.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipi-uglevodov-perevod-sdelan-silami-polzovatelej-foruma.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-mezhdunarodnaya-migraciya-rabochej-sili-mmrs.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-kandidatskomu-ekzamenu-nauka-kak-poznavatelnaya-deyatelnost-sistema-znanij-socialnij-institut-i-osobaya-sfera-kulturi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-2-7-balansova-stojnost-na-prodadeni-aktivi-bez-produkciya-godishen-doklad-za-dejnostta.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovoe-zadanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-060101.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r-retrospekciya-prognoznaya-45-ryad-dinamicheskij-57-s-kurs-lekcij-pedagogicheskoe-obshestvo-rossii-moskva-2001.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-populyarizaciya-geologicheskih-ekologicheskih-kraevedcheskih-znanij-sredi-shkolnikov-pobudit-interes-k-problemam-geologii-ekologii-kraevedeniya-formirovanie-kulturi-obsheniya-s-okruzhayushim-mirom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.