Условия реализации государственного общеобязательного стандарта образования республики казахстан организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями
.RU

Условия реализации государственного общеобязательного стандарта образования республики казахстан организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями


Проект


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН





УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

_____________

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Основные положения


Издание официальное


Астана-2009


Условия реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями. Специальное образование. Основные положения.

– Астана, 2009– 76 с.


В настоящий документ включены основные положения условий реализации государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями, в связи с переходом на двенадцатилетнее обучение. В условиях регламентируются нормы организации коррекционного и учебно-воспитательного процесса, базовое содержание образования детей с ограниченными возможностями, планируемые результаты.



  1. ^ РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики Министерства образования и науки Республики Казахстан




  1. ^ УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ __________________________________________________________________


__________________________________________________________________


  1. РАЗРАБОТАН с учетом требований постановления Правительства Республики Казахстан от 02.09.1999 г. №1290 «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов образования»




  1. СОГЛАСОВАН с Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан ______________________________________________________________________________________________________________________________________________



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ




^ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ




2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ





^ 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ




  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ







5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

5.1. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушениями слуха

5.2. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушением зрения………………………………

5.3. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………

5.4. Специальные образовательные условия обучения детей с тяжелыми нарушениями речи……………………

5.5. Специальные образовательные условия обучения детей с задержкой психического развития ……

5.6. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушениями интеллекта





^ 6.ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ





7.ЩАДЯЩИЙ ОХРАНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ





^ 8.ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ










ВВЕДЕНИЕ


Настоящие условия реализации Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) в специальных (коррекционных) школах разработаны в соответствии со статьей 30 Конституции Республики Казахстан, нормами Законов Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании» и «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», цели которых определяются необходимостью обеспечения равных прав и возможностей получения среднего общего образования всеми гражданами республики независимо от национальности, языка, пола, социального положения и состояния здоровья.

Главной целью разработки условий реализации ГОСО в специальных (коррекционных) школах является установление обязательного минимума требований, который должна обеспечить образовательная организация в ходе учебного процесса на каждой ступени обучения, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в специальных коррекционных организациях образования.

Процесс разработки и внедрения настоящих требований обусловлен двумя тенденциями, сложившимися на современном этапе развития специального образования. Первая тенденция связана с требованием единства базового образования в школе, которое обеспечивает право освоения учащимися с ограниченными возможностями специальных образовательных программ при сохранении общих норм образования, действующих в рамках системы среднего общего образования Республики Казахстан, гарантирующих равные права в продолжении образования. Вторая тенденция выражает актуальность создания условий для развития личности, необходимость учета индивидуально-типологических особенностей школьников с отклонениями в развитии, а также социокультурных факторов, влияющих на их обучение и воспитание.

Результаты мониторинга учебных достижений, проведенного в рамках научных исследований лаборатории специального школьного образования Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, показали, что большинство учащихся с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями с сохранным интеллектом способны освоить основное содержание государственного общеобязательного стандарта образования при соблюдении определенных условий. Эти условия представлены в настоящем документе. Часть детей с ограниченными возможностями со сниженными познавательными возможностями, выраженной задержкой психического развития могут освоить ГОСО при условии частичного сокращения учебных программ и более низким уровнем требований к учебным достижениям.

Каждый учащийся и (или) его родители (или законные представители) могут добровольно выбирать для себя уровень усвоения образовательных программ. При этом учащийся и (или) его родители (или законные представители) имеют право решать ограничиваться ли учащемуся уровнем обязательных требований, повышать или частично сокращать его.

Настоящие условия устанавливают требования к приему и обучению детей с ограниченными возможностями развития как в системе специальных (коррекционных) организаций образования, так и в общеобразовательных школах, осуществляющих обучение детей с особыми образовательными потребностями, детских реабилитационных центрах, детских домах системы социальной защиты, на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения.


^ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Основные положения

_______________________________________________
^ 1.Дата введения: 01. 09.2010


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Настоящие Условия:

- определяют цели и задачи системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, являющейся неотъемлемой частью общей системы образования:

- устанавливает объем учебной и коррекционной поддержки, щадящий охранительно-педагогический режим, минимальный объем специального технического оснащения и оборудования;

- регулирует организацию коррекционного и учебно-воспитательного процесса обучения детей с ограниченными возможностями как в специальных, так и в общеобразовательных школах;

- определяет требования:

- к правилам и процедурам контроля качества образования и коррекционной поддержки школьников с ограниченными возможностями;

- к обеспечению учебно-воспитательного процесса (в том числе кадровому, материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому и т.д.).

^ 1.2. Применение Условий предусматривает достижение следующих целей:

обеспечение единой государственной политики в области образования;

развитие системы образования детей с ограниченными возможностями с учетом мировых тенденций и сохранением лучших традиций казахстанской специальной школы;

реализация принципа равных возможностей для всех детей;

соответствие структуры общего среднего образования особенностям развития детей с ограниченными возможностями и их возрастной периодизации;

включение детей с ограниченными возможностями в развитии в общий учебно-воспитательный процесс;

повышение качества образования детей с ограниченными возможностями за счет обеспечения системы медицинской и психолого-педагогической коррекционной поддержки обучающегося, эффективности деятельности специального педагога и организаций образования;

обеспечение прав и соблюдения обязанностей всех субъектов учебно-воспитательного процесса в области общего среднего и специального образования;

обеспечение щадящего охранительного педагогического режима, психического и физического здоровья детей, создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе для удовлетворения потребностей обучающихся с ограниченными возможностями в получении дополнительного образования;

рациональное и эффективное использование средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование образования школьников с ограниченными возможностями.

^ 1.3. Требования настоящих Условий являются обязательными при:

- разработке учебных программ для специального образования

- организации коррекционного и учебно-воспитательного процесса в организациях общего среднего и специального образования республики независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, типов и видов;

- разработке учебников и учебно-методических комплексов для обучения детей с ограниченными возможностями;

- финансировании организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями;

- лицензировании образовательной деятельности организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями;

- государственной аттестации организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями;

- осуществлении государственного контроля за качеством образования детей с ограниченными возможностями.

^ 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящие Условия разработаны согласно нижеследующих нормативных правовых и концептуальных документов:

- Закона Республики Казахстан «Об образовании», от 27июля 2007г., № 319-III;

- Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года, №347;

- Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, от 11.10.2004 г., №1459;

- Послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года «^ Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»;

- Послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года «^ Новый Казахстан в новом мире»;

- постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов» от 02.09.1999 года №1290;

- Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан. Общее среднее образование.



3. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является неотъемлемой частью общей системы образования. При всей ее специфичности она рассматривается не как абсолютно самостоятельная сфера учебно-воспитательной деятельности, а как зависящая от основных психолого-педагогических, социальных, нравственных и идеологических проблем, решаемых обществом с целью радикального реформирования всей системы образования Республики Казахстан на принципах ее всемерной гуманизации, демократизации, личностно-ориентированного подхода к развивающему обучению и воспитанию учащихся.

Имея единую с общим образованием конечную цель – достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальное образование подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельностный смысл: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.

^ Специфическими целями образования лиц с ограниченными возможностями являются:

для лиц с нарушениями зрения – овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;

для лиц с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи;

для лиц с нарушениями интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, приспособление к жизни в социуме, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата – максимальное овладение всеми навыками жизнеобеспечения;

для лиц с тяжелыми нарушениями речи – овладение коммуникативными навыками речевого общения.

^ К специфическим целям личностной реабилитации относятся – воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения.

Формирование и развитие выпускника, отвечающего требованиям казахстанского общества, находит свое отражение в содержании образования и конкретизируется на национальном уровне в виде компетенций, представленных в Государственном общеобязательном стандарте 12 летнего образования. Эти компетенции являются основополагающими и для выпускника с ограниченными возможностями.

Вместе с тем специальное образование призвано решать и свои специфические задачи, вытекающие из особенностей развития учащихся с умственными и физическими недостатками:

изучение особенностей и закономерностей развития ученика с ограниченными возможностями, установление типа, характера и структуры нарушения, выявление сопутствующих дефектов, дифференциация по уровню познавательного и речевого развития, определение оптимальной формы обучения для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, индивидуализация коррекционной поддержки;

активизация компенсаторных возможностей учащихся, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций организма в процессе учебной и практической деятельности, восполнению недостатка в сенсорной информации;

стимулирование у учащихся с ограниченными возможностями интереса к учению, создание условия для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании;

стимулирование социализации ученика, обогащение его социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми людьми, приобщение к нормам и ценностям культуры, привлечение к активному участию в культурной жизни;

воспитание нравственного сознания в процессе ознакомления с этическими понятиями и принципами, укрепление чувства долга и ответственности, выработка ценностных ориентаций и убеждений на основе уважения свободы и достоинства формирующейся личности;

содействие физическому развитию учащихся с ограниченными возможностями, закрепление у них навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности, способности самоконтроля и волевой регуляции поведения;

осуществление трудовой реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и данных экспертизы трудоспособности, обеспечение социально-бытовой адаптации, организация для учащихся всех ступеней обучения единой открытой образовательной среды;

проведение оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями, предупреждение возникновения у них вторичных нарушений развития, рационализация режима коррекционного обучения, создание здорового психологического климата во всех типах учебных организаций, где обучаются дети с проблемами в развитии; обеспечение гуманизации специального образования;

совершенствование форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, создание адекватных образовательных технологий, построение программ модернизации и информатизации специального образования в соответствии с современными социокультурными условиями;

осуществление мониторинга качества обучения детей с ограниченными возможностями, определение путей повышения его эффективности;

оптимизация подготовки кадров специальных педагогов.


  1. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


4.1.Образование детей с ограниченными возможностями и психолого-педагогическая коррекционная поддержка может осуществляться в следующих организациях:

специальных школах (школах-интернатах) дифференцированных по видам нарушений обучающихся детей:

- неслышащих

- слабослышащих

- невидящих и слабовидящих

- с тяжелыми нарушениями речи

- нарушениями опорно-двигательного аппарата

- задержкой психического развития

- легкими и умеренными нарушениями интеллекта;

специальных классах с продленным днем при общеобразовательных школах для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития, легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта;

общеобразовательных школах, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями, включенных в обычный класс (инклюзивный класс).

4.2. Учитывая степень выраженности нарушений психофизического развития и познавательных возможностей учащихся выделяются три варианта обучения:

1 вариант - образование, соответствующее государственному общеобразовательному стандарту. Рекомендуется для детей с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, уровень познавательных возможностей которых соответствует возрастным нормам;

2 вариант – образование, осуществляемое по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам, адаптированным к индивидуальным возможностям учащихся с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, задержкой психического развития, уровень познавательных возможностей которых ниже возрастной нормы;

3 вариант - образование, осуществляемое по специальным программам школы для детей с интеллектуальными нарушениями и индивидуальным программам (для детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями).


4.3. При специальных школах-интернатах (школах) для детей с ограниченными возможностями могут открываться консультационные пункты для детей, подростков, родителей, специальные группы начального и среднего профессионального образования, центры дополнительной трудовой подготовки и переподготовки выпускников, а также дошкольные отделения (при наличии необходимой материальной базы).

4.4. В учебном процессе необходимо использовать специально разработанный УМК, способствующий успешному усвоению детьми с ограниченными возможностями развития программного материала, отвечающего требованиям образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся. Это могут быть:

- тетради-учебники, тетради с печатной основой для учащихся начальных классов по родному языку, по второму языку, по математике, ознакомлению с окружающим миром, трудовому обучению, изобразительной деятельности;

- индивидуальные дидактические пакеты для учащихся второй ступени с разноуровневыми заданиями и контрольными работами;

- дидактические материалы для оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся первой и второй ступени по всем учебным предметам.

Педагог имеет право самостоятельно выбрать дидактические материалы и учебники для достижения в учебно-воспитательном процессе целей, определенных Государственным общеобязательным стандартом образования.

4.5. В организациях образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями, должен быть создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Работа консилиума организуется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования.


^ 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


^ 5.1. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушениями слуха

5.1.1. Продолжительность обучения неслышащих детей в начальной и основной школе - 12 лет, включая 0(подготовительный) класс. Данный этап образования подразделяется на 4 ступени, которые характеризуются последовательным развитием и усложнением содержания образования: первоначальный период обучения «0» (подготовительный класс), начальная ступень (1-4 классы), 1-я основная ступень (5-7 классы), 2-я основная ступень (8-11 классы). Продолжить обучение с целью получения среднего общего или среднего профессионального образования неслышащие дети могут в 12-13 классах вечернего отделения спец школы, либо в 11-12 классах общеобразовательной школы, либо в профессиональных колледжах, лицеях, профшколах.

5.1.2. Продолжительность обучения слабослышащих и позднооглохших детей:

первая ступень (начальная школа) – 0 – 4 классы,

вторая ступень (основная школа) – 5 – 11 классы,

третья ступень (средняя школа) – 12– 13 классы (обучение в вечерней школе).

5.1.3. Наполняемость классов в специальных (коррекционных) школах для неслышащих детей не более 8 человек; для слабослышащих детей с глубоким речевым недоразвитием не более 10 человек. Наполняемость класса для детей со сложной структурой дефекта – не более 6 человек.

5.1.4. Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших аграмматизмов и недостатков в произношении могут обчаться в общеобразовательной школе (классе), при условии их обеспечения индивидуальными слуховыми аппаратами, а также организации коррекционной поддержки в межшкольном логопедическом пункте или кабинете психолого-педагогической коррекции.

5.1.5. Обучение детей с нарушения слуха осуществляется:

- неслышащих школьников по специальным программам в «0» (подготовительном) и 1-7 классах, по общеобразовательным программам в 8-11 классах:

- слабослышащих и позднооглохших детей по специальным программам в «0» (подготовительном) и 1-4 классах, по общеобразовательным программам в 5-11 классах;

- неслышащих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта (задержка психического развития или умственная отсталость) осуществляется по специальным учебным планам и программам на всех годах обучения.

5.1.6. Для неслышащих и позднооглохших детей ввиду тяжелого нарушения слуха организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию и развитию устной речи.

5.1.7. Коррекционная направленность в обучении детей с нарушениями слуха реализуется через особые коррекционные предметы, специальные методы обучения, создание особых условий сообщения и отработки знаний, межпредметных связей и развития познавательных интересов, социальных связей и потребностей детей.

5.1.8. Процесс обучения неслышащих в осуществляется на слухо-зрительной основе с использованием аудио визуальных и сурдотехнических средств.. Жестовая речь в процессе обучения используется только как вспомогательное средство.

5.1.9. Методы, используемые в обучении детей с нарушениями слуха, включают несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия. Все методы обучения рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала учащимися с нарушенным слухом.

5.1.10. Обучение детей с нарушениями слуха проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры различных типов (стационарной коллективного и индивидуального использования и индивидуальных слуховых аппаратов, магнитная петля в слуховом кабинете и школьном зале, радиофицированный школьный зал, рекреации, коридор, вестибюль).

5.1.11. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикоментозную, физио-климатотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).

5.1.12.Трудовое обучение и воспитание строится с учетом местных условий и потребностей, которое включает:

первоначальную трудовую подготовку (0 - 4 кл.);

общетрудовую подготовку (5 – 11 классы);

начальную профессиональную подготовку (12-13 кл.)

Профессиональная подготовка осуществляется в школьных мастерских или на промышленных предприятиях, где организовано трудовое обучение и рассчитана на самостоятельное выполнение учащимися производственного задания на уровне начального квалификационного разряда.

5.1.13. Школа должна располагать слуховыми кабинетами, классами, учебными кабинетами, залом для занятий коррекционной ритмикой, учебными мастерскими, комнатами для индивидуальных занятий, а также специальными компьютерными программами, спортивными принадлежностями и инвентарем, учебной и детской библиотекой, учебной и бытовой мебелью. Обязательно наличие медицинского блока, изолятора, игровых комнат, столовой, туалетов, душевых комнат, пришкольного участка


^ 5.2. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушениями зрения

5.2.1. Образование детей с нарушениями зрения осуществляется в объеме среднего общего образования.

5.2.2. Наполняемость классов в специальных (коррекционных) школах для незрячих детей не более 8 человек; для слабовидящих детей не более 12 человек. Наполняемость класса для детей со сложной структурой дефекта – не более 5 человек.

5.2.3. В случае отсутствия в регионе специальной (коррекционной) школы, по желанию родителей, дети с нарушениями зрения могут обучаться в специальном или общем классе общеобразовательной школы при условии обеспечения коррекционной поддержки специалистами районного кабинета психолого-педагогической коррекции.

5.2.4. Структура школьного образования детей с нарушениями зрения

- незрячих школьников: первая ступень (начальная школа) – 0 (подготовительный), 1-5 классы; вторая ступень (основная школа) – 6-11 классы; третья ступень (средняя школа) – 12-13 классы (для незрячих детей реализуется в условиях специальной школы).

- слабовидящих детей: первая ступень (начальная школа) – 0 (подготовительный), 1-5 классы; вторая ступень (основная школа) – 6-10 классы; третья ступень (средняя школа) – 11-12 классы. На каждой ступени обучения возможен переход слабовидящих детей в общеобразовательную школу.

- незрячих и слабовидящих детей со сложной структурой дефекта (задержка психического развития или умственная отсталость) осуществляется по специальным учебным планам и программам на всех годах обучения. Обучение детей со сложной структурой дефекта направлено на приобретение жизненных и трудовых навыков и завершается в одиннадцатом классе.

5.2.4. Обучение незрячих и слабовидящих школьников на первой ступени осуществляется по специальным общеобразовательным программам и программам коррекционного цикла. В основной и средней школе обучение ведется по программам общеобразовательной школы с некоторыми изменениями, которые связаны с особенностями развития детей и касаются отдельных предметов (изобразительное искусство, черчение, физкультура, труд и др.).

5.2.5. В учебном процессе незрячих учеников используются учебники, учебные пособия и литература массовой общеобразовательной школы, изданные рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Обучение слабовидящих учащихся ведется по учебникам массовой общеобразовательной школы, которые напечатаны более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

5.2.6. В учебном процессе применяются:

- соответствующие слабому зрению тетради с четкой разлиновкой, оптические и технические средства помощи;

- назначенные офтальмологом средства коррекции зрения (очки, контактные линзы, лупы, телескопические очки);

- устройства (приспособления), позволяющие регулировать естественное освещение;

- специальные одноместные парты, обеспечивающие правильную посадку при чтении, письме, рисовании, рассматривании иллюстраций;

- другая специальная школьная мебель, соответствующая возрастным и физическим особенностям слабовидящих;

- вспомогательное оборудование для учащихся (приборы для письма по системе Брайля, читающие машины, пишущие машинки с Брайлевским шрифтом, прибор «Школьник» для рельефного рисования, оптические приборы – лупы, линзы, телескопические средства – по рекомендации офтальмолога и др.);

-тифлотехнические средства (тифлоприборы для письма, электронные приборы, имеющие тактильный и брайлевский дисплей, речевой синтезатор);

- специальные учебные пособия, отвечающие требованиям охраны зрения (рельефно-наглядные пособия, географические карты, схемы и т.п.);

5.2.7. Коррекционная направленность обучения достигается использованием специфических методов обучения общеобразовательным предметам, проведением специальных занятий по предметам коррекционного цикла, а также коррекционных индивидуальных и групповых занятий, применением технических средств обучения и специальной наглядности.

5.2.8.. Гигиенические мероприятия в целях охраны остаточного зрения у детей должны быть направлены на создание условий, облегчающих работу зрительного анализатора. Должно предупреждаться утомление и последующее снижение функциональных возможностей глаза. Своевременная смена видов деятельности и обстановки, в которой проводятся учебные занятия, может содействовать повышению работоспособности детей. В основе охраны зрения лежит рациональное освещение рабочего места и помещений. Освещенность рабочей поверхности парты, лестниц, коридоров, спален, игровых комнат, физкультурного зала в школах для детей с нарушениями зрения должна быть повышена.

5.2.9. Курс трудовой подготовки имеет три этапа:

1 этап – начальная школа. У школьников воспитывают трудолюбие, формируют начальные навыки культуры труда, бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде, формируют элементарные приемы работы с различными материалами. Кроме этого обеспечивается коррекция и компенсация отклонений в развитии.

2 этап – основная школа. У школьников формируются технические, технологические и первоначальные экономические знания и навыки. Школьников знакомят с доступными для незрячих и слабовидящих детей рабочими профессиями. Проводится профориентационная работа. Профили трудовой подготовки выбираются исходя из региональных особенностей, материальных возможностей школы.

3 этап – средняя школа. Осуществляется широкая профильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную.


^ 5.3. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)


5.3.1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут обучаться в специальных школах-интернатах, в специальных классах с продленным днем и обычных классах общеобразовательных школ.

5.3.2. Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется в объеме среднего общего образования:

начальная школа – «0» (подготовительный), 1-4 классы;

основная школа – 4 - 11 классы

средняя школа – 12-13 классы

5.3.3. Наполняемость классов – до 12 человек, в классах для умственно отсталых детей до 6 человек.

5.3.4. Обучение на первой ступени может быть вариативным. Для детей, не прошедших специальной дошкольной подготовки и не достигших функциональной школьной зрелости, а также для детей, нуждающихся в уточнении диагноза, организовывается подготовительный класс. Дети, имеющие достаточное двигательное, речевое развитие могут быть определены в 1 класс.

5.3.5. Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется по специальным учебным планам, специальным программам на первой ступени обучения и программам общеобразовательной школы на второй и третьей ступенях. На каждой ступени обучения возможен переход детей в общеобразовательную школу.

5.3.6. Коррекционная направленность обучения реализуется на всех учебных предметах и имеет целью преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности.

5.3.7. Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы.

5.3.8. Трудовая подготовка учащихся осуществляется посредством пропедевтического курса на первой ступени обучения, и начальной профессиональной подготовки «Технология» - на второй ступени.

^ 5.4. Специальные образовательные условия обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

5.4.1. Дети с тяжелыми нарушениями речи могут обучаться в специальных школах-интернатах, в специальных классах с продленным днем и обычных классах общеобразовательных школ.

5.4.2. Специальные организации образования для этой категории школьников имеют две ступени обучения:

начальную – «0» (подготовительный), 1-4 классы

основную – 5 – 11 классы.

На каждой ступени обучения возможен переход детей в общеобразовательную школу.

5.4.3. Максимальная наполняемость классов для детей с тяжелыми нарушениями речи - 12 учащихся.

5.4.4. Приему в специальную организацию для детей с тяжелыми нарушениями речи подлежат дети в возрасте 6-10 лет с тяжелыми нарушениями речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

5.4.5. Дети, получившие достаточную подготовку в специальной дошкольной организации, а также неуспевающие учащиеся с речевыми диагнозами, направляемые из общеобразовательных школ, зачисляются в 1 или другие классы школы для детей с нарушениями речи соответственно уровню их речевого развития и общеобразовательных знаний.

5.4.6. Если в ходе обучения выявляются дети с первичной интеллектуальной недостаточностью или задержкой психического развития, то на основании заключения ПМПК они переводятся в организации образования соответствующего профиля.

5.4.7. В составе специальных школ-интернатов (школ) для детей с тяжелыми нарушениями речи могут создаваться специальные классы для детей со сложной структурой дефектов. Предельная наполняемость данных классов – 6 человек.

5.4.8. При имеющемся контингенте детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА) в сочетании с тяжелыми нарушениями речи, мутизмом при школах-интернатах (школах) для детей с тяжелыми нарушениями речи могут открываться специальные классы для данной категории с количеством детей 3-5 человек. Обучение осуществляется по индивидуальной программе, составляемой школьным психолого-педагогическим консилиумом и согласованной с психолого-медико-педагогической консультацией.

5.4.9. Специальные (коррекционные) школы, (школы-интернаты), специальные классы с продленным днем для детей с ТНР работают по специальным учебным планам, специальным программам на первой ступени обучения и программам общеобразовательной школы на второй ступени.

5.4.10. Коррекционная направленность обучения реализуется как на уроках общеобразовательного цикла, так и на специальных занятиях

5.4.11. Трудовая подготовка учащихся осуществляется посредством пропедевтического курса на первой ступени обучения, и начальной профессиональной подготовки «Технология» - на второй ступени.

5.4.12. Помимо помещений, предусмотренных требованиями общеобразовательной школы, при обучении детей с ТНР необходимо иметь кабинеты для логопедических занятий, занятий с психологом, медицинские кабинеты, кабинеты для занятий ЛФК и ритмикой, игровые комнаты, кабинеты трудового обучения для учащихся начальных классов и трудовые мастерские для учащихся второй ступени.

^ 5.5. Специальные образовательные условия обучения детей с задержкой психического развития

5.5.1. Дети с легкой степенью ЗПР (конституционального, психогенного, соматогенного происхождения) могут обучаться в обычном или в специальном классе общеобразовательной школы.

Дети с выраженной задержкой психического развития (церебрально-органического происхождения могут обучаться:

- в специальных классах - классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) с продленным днем;

- в специальных коррекционных школах (школах-интернатах) для детей этой категории;

5.5.2. Максимальная наполняемость классов для детей с ЗПР - 12 учащихся.

5.5.3. Варианты комплектования классов для детей с ЗПР:

- подготовительный класс и обучение на первой ступени общеобразовательной школы;

- обучение на первой ступени общеобразовательной школы без подготовительного класса (начиная с 1 или со 2 в зависимости от времени выявления образовательных трудностей школьника);

- обучение на первой и второй ступени общеобразовательной школы;

- в исключительных случаях специальные классы коррекционно-развивающего обучения могут открываться на второй ступени, начиная с 5 класса по итогам обучения в традиционной начальной школе. Обучение в них осуществляется «год в год» с обычными общеобразовательными классами.

5.5.4. на любом этапе обучения учащиеся могут переводиться в обычные общеобразовательные классы.

5.5.5. Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется по специальным учебным планам, специальным программам на первой ступени и программам общеобразовательной школы на второй ступени.

5.5.6. Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.

5.5.7. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия на первой ступени обучения проводит основной учитель класса, на второй ступени – учителя – предметники.

5.5.8. Содержанием лечебно-оздоровительной работы является:

- укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организация ЛФК;

  1. Трудовая подготовка учащихся осуществляется посредством пропедевтического курса на первой ступени обучения, и начальной профессиональной подготовки «Технология» - на второй ступени.
^ 5.6. Специальные образовательные условия обучения детей с нарушениями интеллекта

5.6.1. Обучение детей с умственной отсталостью легкой и умеренной степени может осуществляться как в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах, так и в специальных классах с продленным днем при общеобразовательных школах.

5.6.2. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями имеет различные сроки обучения:

десятилетний (1-Х классы),

одиннадцатилетний (1-Х классы, Х1 класс с производственным обучением).

Указанные сроки могут быть увеличены на один год за счет подготовительного («0») класса. В подготовительный класс зачисляются дети в возрасте 7-8 лет и старше, не прошедшие организованной дошкольной подготовки, а также дети с выраженной умственной недостаточностью. Подготовительный класс действует еще и как диагностический с целью предупреждения ошибочного зачисления во вспомогательную школу детей с другими нарушениями, сходными по проявлению с умственной отсталостью (задержка психического развития, социально-педагогическая запущенность, тяжелые речевые нарушения).

5.6.3. Возрастной диапазон поступающих в школу детей с умственной отсталостью составляет 7-10 лет. Предельный возраст обучения детей с интеллектуальными нарушениями – 18 лет.

5.6.4. В специальные классы для детей с умеренной умственной отсталостью зачисляются дети, которые по своему психическому и физическому состоянию могут находиться в детском коллективе и обслуживать себя. Противопоказания к зачислению - наличие у детей грубых расстройств поведения, препятствующих их пребыванию в коллективе, а также частые эпилептические припадки и тяжелые физические аномалии, исключающие в будущем возможность привлечения к производительному труду.

5.6.5. Максимальная наполняемость класса, воспитательной группы, группы продленного дня для детей

с легкой умственной отсталостью - не более 12 человек,

с умеренной умственной отсталостью – не более 10 человек.

5.6.6. Дети с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью в степени выраженной имбецильности) не способные к обучению в школе, получают психолого-педагогическую поддержку в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции и учреждениях социальной защиты.

5.6.7. Для целей дифференцированного обучения детей с умственной отсталостью, имеющих различную степень выраженности интеллектуальных нарушений, вводится 2 типа учебного плана, которые обеспечиваются двумя типами программ и соответствующими УМК.

^ I тип учебного плана предназначен для детей с легкими нарушениями интеллектуального развития - 1 отделение вспомогательной школы.

II тип учебного плана - для детей с умеренной степенью умственной отсталости – 2 отделение вспомогательной школы.

5.6.8. Обучение детей с нарушениями интеллекта осуществляется по специальным программам, учебникам и УМК на всех годах обучения.

5.6.9. Коррекция имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений, навыков осуществляется как на уроках общеобразовательного цикла, так и на специальных занятиях, предусмотренных учебным планом.

5.6.10. Трудовое обучение школьников с нарушениями интеллекта состоит из трех этапов:

в начальных классах (0,1-3 класс) - формирует элементарных приемов ручной деятельности;

в 4-6 классах - вводится курс «Общетрудовая подготовка»;

в 7 - 10 классах осуществляется трудовое обучение с профессиональной направленностью.

Профили трудового обучения определяются администрацией школы с учетом материальной базы организации образования, особенностей региона и возможностей трудоустройства выпускников.

5.6.11. При обучении детей с ограниченными интеллектуальными возможностями оценка знаний учащихся посредством баллов (1,2,3,4,5) не осуществляется. Основой для оценивания успеваемости учащегося с ограниченными интеллектуальными возможностями являются итоги (результаты) педагогической диагностики учебных достижений. Учитываются при этом, прежде всего, качественные показатели работы ученика. Качественные показатели фиксируются в разных вариантах в зависимости от вида диагностики (предварительная, текущая, повторная, промежуточная, итоговая).

5.6.12. Обучение во вспомогательной школе завершается экзаменом по трудовому обучению. Обучающиеся могут быть освобождены от выпускных экзаменов в установленном порядке. По окончании обучения учащимся выдается свидетельство особого образца.


^ 6. ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


6.1. Педагогическая диагностика уровня знаний и умений учащихся с ограниченными возможностями осуществляется в логической последовательности.

^ 1 этап. Предварительная диагностика уровня знаний обучающихся. Итогом 1 этапа педагогической диагностики является определение индивидуального образовательного маршрута ученика.

^ 2 этап. Текущая диагностика знаний и умений.. После завершения текущей диагностики обязательно анализируются допущенные учеником ошибки, причины их возникновения и пути преодоления трудностей в усвоении материала.

^ 3 этап. Повторная диагностика знаний, умений проводится после коррекционного обучения или изменения траектории образовательной деятельности обучающегося вследствие недостаточного или опережающего усвоения им программного материала по предмету.

^ 4 этап. Промежуточная диагностика учебных достижений учащихся осуществляется по окончании изучения блока или значительной темы курса, усвоение которой происходит в течение нескольких уроков. Если ученик продемонстрировал менее половины общего объема содержания темы в ходе промежуточной диагностики целесообразно повторить изучение материала, закрепить знания и умения ученика, прежде чем перейти к изучению следующего блока (темы).

^ 5 этап. Итоговая диагностика учебных достижений. является итоговым учетом усвоения знаний и умений учащегося, приобретенных им в процессе обучения на оответствующей ступени (начальный, основной).

6.2. Методы и формы педагогической диагностики учебных достижений школьников с ограниченными возможностями могут быть разными и зависят от специфики учебного предмета, содержания учебного материала, его сложности, целей обучения, уровня познавательных возможностей учащегося. Это могут быть – устный опрос, письменная контрольная работа, тестирование, перфокарты, компьютерная диагностика учебных достижений, индивидуальная и групповая самостоятельная работа, выполнение творческих и трудовых заданий и др.

6.3. Задания для предварительной, текущей, повторной диагностики знаний и умений учащихся составляются учителем.

6.4. Задания для промежуточной и итоговой диагностики учебных достижений учащихся с ограниченными возможностями составляются учителем с учетом индивидуальных познавательных возможностей конкретного ученика, обсуждаются на предметном методическом объединении и утверждаются Педагогическим Советом школы.

6.5. Результаты промежуточной и итоговой диагностики по каждому предмету заносятся в индивидуальную карту учебных достижений обучающегося. Лучшие работы на усмотрение учителя и родителей вкладываются в портфолио ученика.

6.6. Единое национальное тестирование для выпускников средней школы с ограниченными возможностями проводится по специальным правилам, утвержденным МОН.



  1. ^ ЩАДЯЩИЙ ОХРАНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

7.1. Необходимо организацовать щадящий охранительного педагогического режима в организациях образования, обучаюших детей с ограниченными возможностями.

7.2. Щадящий охранительный режим достигается следующими факторами:

- малой наполняемостью класса;

- созданием климата психологического комфорта;

- обеспечением успешности учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися;

- предупреждением психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

- специальными релаксационными, психотерапевтическими занятиями с психологом;

- проведением на каждом уроке динамической паузы с включением лечебно – коррекционных мероприятий;

- продолжительностью перемен (не менее 10 мин. между уроками и 20 мин. после третьего урока);

- особым оформлением классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности школьников;

- регулированием температурного режима во всех помещениях (нормы СанПИН).


^ 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ, ОБУЧАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на качественное образование.

8.1.Руководство и обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями развития осуществляют специальные педагоги, имеющие высшее дефектологическое образование или опытные учителя, прошедшие курсы переподготовки по специальной педагогике в объеме не менее 500 часов.

8.2. Воспитателями в специальных коррекционных учреждениях, группах продленного дня могут работать лица, окончившие педагогические колледжи по специальности «воспитатель дошкольного или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями», а также лица, прошедшие курсы переподготовки по специальной педагогике.

8.3. При проведении аттестации руководителей и педагогических работников организаций образования, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями особо должно учитываться наличие у педагогов специального образования. Педагоги обязаны постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень и не менее одного раза в пять лет проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 102 часов.

8.4. Определяющие признаки профессиональной квалификации специального педагога:

- высокий уровень общей и специальной психолого-педагогической подготовки, предусматривающий знание методологических основ и категорий общей и специальной педагогики, общих закономерностей и особенностей развития ребенка с особыми образовательными потребностями;

- знание индивидуально-психологических особенностей личности на разных возрастных этапах, путей коррекции и компенсации нарушений развития, принципов, целей, форм и методов коррекционно-развивающего обучения и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.

8.5. Важнейшие черты профессионального характера специального педагога – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, инициативность, энергичность, увлеченность работой, уверенность в успешном результате своей профессиональной деятельности, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями развития, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченной жизнедеятельностью.

8.6. Практическая деятельность специального педагога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме специального педагога. Труд специального педагога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.

8.7. Укомплектованность организаций образования, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, должна соответствовать следующим требованиям:

- для детей с нарушениями интеллекта – специальная педагогика (олигофренопедагогика) с квалификацией учитель и воспитатель вспомогательной школы. Олигофренопедагог с высшим специальным образованием имеет право вести любой учебный предмет в школе (классе) для детей с нарушениями интеллекта. Учитель с общим предметным базовым образованием, прошедший переподготовку по специальной педагогике имеет право вести только предметы, указанные в дипломе о высшем или среднем педагогическом образовании;

- для детей с нарушениями слуха – специальная педагогика (сурдопедагогика) с квалификацией учитель и воспитатель специальной школы для детей с нарушениями слуха.

- для детей с нарушениями зрения – специальная педагогика (тифлопедагогика) с квалификацией учитель и воспитатель школы для детей с нарушениями зрения;

- для детей с нарушениями речи – специальная педагогика с квалификацией учитель и воспитатель школы для детей с нарушениями речи;

- для детей с задержкой психического развития – специальная педагогика с квалификацией учитель и воспитатель школы (класса) для детей с ЗПР.

8.8. Наличие в специальных организациях образования специалистов коррекционного профиля в соответствии с типом нарушений:

- для детей с нарушениями интеллекта (в том числе с задержкой психического развития) - логопед, специальный психолог (олигофренопсихолог), специалист по развитию движения, социальный педагог;

- для детей с нарушениями слуха – сурдопедагог по развитию слухового восприятия и формирования произношения, учитель жестового языка и сурдопереводчик, специальный психолог (сурдопсихолог), специалист по развитию движения, социальный педагог;

- для детей с нарушениями зрения – логопед, специальный психолог (тифлопсихолог), тифлопедагог по охране остаточного зрения и развитию зрительного восприятия; специалист по развитию движения и пространственной ориентировки, социальный педагог;

- для детей с тяжелыми нарушениями речи – логопед, психолог, специалист по развитию движения, социальный педагог;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – логопед, инструктор ЛФК, психолог, социальный педагог.






ustrojstva-zashitnogo-otklyucheniya.html
ustrojstvo-distancionnogo-upravleniya-chast-2.html
ustrojstvo-distancionnogo-upravleniya.html
ustrojstvo-dublirovaniya-zvonkov.html
ustrojstvo-i-princip-dejstviya-avtomata-kalashnikova.html
ustrojstvo-personalnogo-kompyutera.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-zakonomernosti-formirovaniya-gosudarstva-na-vostoke-l-s-vasilev-istoriya-vostoka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-shkola-ravnih-vozmozhnostej-na-2007-2010gg-prinyata-na-konferencii-shkoli-stranica-8.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-dekabristi-terroristi-nikolaj-viktorovich-starikov-spasenie-dollara-vojna.html
  • writing.bystrickaya.ru/i-kratkie-svedeniya-o-licah-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-pribaltijskij-sudostroitelnij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-ponyatie-grazhdanskogo-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-chast-i-napravlenie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-kupcov-vasilij-poslednij-leshij-vasilij-kupcov-poslednij-leshij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-ukraine-vozbuzhdeno-ugolovnoe-delo-po-faktu-ubijstva-glavi-kongressa-azerbajdzhancev.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skorostnoj-elektropoezd-sputnik-kak-napravlenie-povisheniya-konkurentosposobnosti-prigorodnih-passazhirskih-perevozok.html
  • turn.bystrickaya.ru/okislenie-vosstanovlenie-kurs-lekcij-po-himii-dlya-studentov-i-go-kursa-zheleznodorozhnih-specialnostej-vseh-form.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-muzeya-nngu-novosti-nizhegorodskogo-universiteta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-dovuzovskaya-podgotovka-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-specialnosti-080401-65.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektrolitnaya-obrabotka-polosi.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvetit-na-voprosi.html
  • studies.bystrickaya.ru/klassifikaciya-yazikov-mira.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-v-finansovo-hozyajstvennaya-deyatelnost-plan-organizacionno-upravlencheskih-meropriyatij-na-20-10-2011-uchebnij-god.html
  • student.bystrickaya.ru/22-organizacionnoe-sodejstvie-investiciyam-programma-investicionnaya-politika-pravitelstva-respubliki-kareliya-na-2003-2006-godi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/die-rostower-universitt-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-nemeckij-yazik-vuzovskogo-komponenta.html
  • studies.bystrickaya.ru/bioritmi-seksualnie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-metodik-prepodavaniya-izobrazitelnogo-iskusstva.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-ekzamena-po-programmirovaniyu-dlya-potoka-fit-osvaivayushego-obrazovatelnuyu-programmu-bakalavra-po-napravleniyu-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika-v-sokrashennie-sroki.html
  • essay.bystrickaya.ru/disciplina-pochvovedenie-tema-kursovoj-raboti-fitotoksichnost-gorodskih-pochv.html
  • college.bystrickaya.ru/24-politicheskaya-elita-v-sovremennom-obshestve-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-obshej-red-a-a-derkacha-v-i.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zashita-konkurencii-na-rinke-finansovih-uslug.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vestnik-svyazi.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-i-perspektivi-7-postavshiki-uslug-nadeyutsya-chto-iptv-sposobno-bistro-prinesti-nemalie-dohodi-7-pochemu-ukraine-ne-nuzhno-mobilnoe-televidenie-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-seminara-praktika-sostavleniya-i-napisaniya-socialnih-proektov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/164-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-rozhkov-g-v-r63-genezis-innovacionnoj-ekonomiki-v-rossii-pod-red-sgeroshenkova.html
  • control.bystrickaya.ru/diskussiya-nauchnih-kreacionistov-s-evolyucionistami-stranica-24.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-v-prepodavanii-filologicheskih-disciplin-nizhnij-tagil.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-kse-nauchnij-metod.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pribajkale-centr-azii-chast-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-glavnij-razrushitel-i-ego-komanda-iskat-zdravij-smisl-v-dejstviyah-nashih-politikov-delo-utomitelnoe-vsya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ostrov-slez-l-v-shaposhnikovoj-vtoroe-izdanie-ispravlennoe-dopolnennoe.html
  • klass.bystrickaya.ru/aza-aksr-ramindai-araalpa-avtonomiyali-oblisini-aliptasu-tarihi.html
  • learn.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-konstantinu-konstantinovichu-mindzhiya-s-ulici-inge-kotorij-nauchil-menya-uchitsya-kogda-ya-uchus-rusudan-grigorevne-gogiya-iz-goroda-tkvarche-stranica-76.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.