.RU

УЯЗВИМЫЕ БОГИНИ: Гера, Деметра и Персефона - Джин Шинода Болен


^ УЯЗВИМЫЕ БОГИНИ:
Гера, Деметра и Персефона
Уязвимых богинь три – Гера, богиня брака; Деметра, богиня плодородия; и Персефона, известная также как Кора, или Девушка, повелительница подземного мира. Эти три богини олицетворяют архетипы традиционных женских ролей – жены, матери и дочери. Они ориентированы на близкие отношения, и их сомотождественность и благополучие зависят от наличия значимой близкой связи. Они выражают потребность женщины в присоединении.

В мифах этих богинь насиловали, похищали, подавляли или унижали боги-мужчины. Каждая страдала из-за разрушения привязанностей; каждая испытывала бессилие. И каждая проявляла характерную реакцию: Гера – гневом и ревностью, Деметра и Персефона – депрессией. Каждая проявляла признаки, похожие на симптомы психических болезней. Женщины с архетипами этих богинь так же уязвимы. Знание архетипов Геры, Деметры и Персефоны может дать женщинам понимание сути природы их потребности в близких отношениях и характера их реакции на потерю.

Когда в женской душе преобладают архетипы Геры, Деметры или Персефоны, близкие отношения являются мотивационной силой в большей степени, чем собственные достижения, независимость или новые переживания. Внимание сосредоточивается на других, а не на внешней цели или внутреннем состоянии. Поэтому женщины, соответствующие этим богиням, внимательны и восприимчивы по отношению к другим. Их мотивирует вознаграждение за близкие отношения – любовь, одобрение, внимание.

Потребности их архетипов – сочетаться браком (Гера), выращивать детей (Деметра), быть зависимой (Персефона, или Кора). Для таких женщин лично значимым может быть исполнение традиционных женских ролей.
^ Качество сознания: подобное рассеянному пучку света
У каждой из трех категорий богинь свое, характерное для каждой качество сознания. Типичное же качество, связанное с архетипами уязвимых богинь, – это "рассеянное сознание". Ирен Клармон де Кастиллехо, юнгианский аналитик, описывала такое сознание в своей книге "Познающая женщина" как "отношение приятия, осознание единства всей жизни, готовность к близким отношениям". Такое качество сознания типично для людей обоих полов, ориентированных на близкие отношения.

Я представляю этот тип сознания как свет лампы в жилой комнате, освещающей все и распространяющей тепло в пределах радиуса своего действия. Это всеобщая внимательность, позволяющая человеку замечать оттенки настроений и чувств, восприимчивость к эмоциональному тону ситуации, одинаково хорошее осознание и того, что находится в центре внимания, и того, что на заднем плане. Рассеянное сканирующее сознание позволяет матери услышать тихое хныканье ребенка в шуме разговора, жене – знать, что ее муж расстроен, болен или попал в затруднительное положение, когда он еще только входит в дверь (иногда даже до того, как он сам это осознает). Этот восприимчивый, рассеянный тип сознания позволяет воспринимать ситуацию целостно, как "гештальт". (В противоположность этому "сосредоточенное сознание", характеризующее Артемиду, Афину и Гестию, трех богинь-девственниц, концентрируется на чем-либо одном, исключая все остальное.)

Когда двое моих детей были совсем маленькими, я осознала, как они видоизменяют поведение матери, стремясь удержать ее в состоянии рассеянного восприятия. Большую часть времени, когда я находилась с детьми и была настроена на них, я была в восприимчивом психическом состоянии, ранее мне незнакомом. Я обнаружила, что, когда изменяла образ действия и концентрировала внимание на чем-то не связанном с детьми, они неизменно выдергивали меня из этого состояния.

Если они спокойно играли вместе в соседней комнате, а я – чистила кухонную раковину, перебирала одежду или даже читала что-то легкое, всегда были шансы на то, что в течение некоторого времени мне удастся сохранить "бездумную" активность. Но если я решала воспользоваться свободной минуткой, чтобы почитать научный журнал или заняться тем, что требовало моего сосредоточенного внимания, то спустя одну-две минуты маленькие ножки неизменно топали рядом, чтобы помешать моему занятию. Казалось, словно у детей есть экстрасенсорное восприятие, отмечающее момент, когда мое направленное на них и отслеживающее детали состояние сознания замещалось сосредоточенным вниманием, "отключающим" их. Попытка сосредоточиться среди непрерывных помех была бесполезной. Нулевой результат обескураживал сосредоточенное сознание и менял таким образом мои психологические установки.

Когда я осознала ситуацию, я провела эксперимент, доступный любому. Дождитесь одной из тех спокойных минут, когда ребенок-дошкольник доволен и занят чем-то без вашего участия. Заметьте, что вы можете заниматься чем-либо, не требующим концентрации. Затем отметьте время и перейдите от рассеянного сознания к сознанию, сосредоточенному на другом типе задач. Посмотрите, как долго вы сможете сосредоточиваться на этой задаче, прежде чем ребенок прервет вас.

Не только маленькие дети реагируют таким образом, когда значимая в их жизни женщина отвлекается от них, чтобы сконцентрироваться на своих личных интересах. Мои пациентки описывали многочисленные инциденты и со взрослыми людьми. Например, когда ориентированная на отношения женщина записывается на курсы или возвращается в университет, поступив в аспирантуру, единственный неизбежный источник конфликтов между ней и теми, кто живет с нею, – мужем, любовником, старшими детьми – это то, что они постоянно вторгаются и мешают ее занятиям во время учебы. Нередко она сама с большим трудом концентрируется на своей работе: восприимчивое, "рассеянное" состояние сознания, позволяющее женщине заниматься другими, позволяет им легко ее отвлекать.

Когда она сосредоточена, мужчина может бессознательно реагировать на ее работу как на соперника, отнимающего ее у него. Это его реакция на потерю ее внимания, которое до сих пор было частью его домашнего окружения. Он может реагировать на временное отсутствие Геры или Деметры в женщине, если та им не поглощена, как обычно.

Это подобно выключению невидимого теплого света и вызывает у него смутное ощущение беспокойства и ненадежности. Ситуация ухудшается, когда он вторгается "без всякой причины", потому что раздражение – обычный ответ на разрушение сосредоточения. И ее реакция чаще всего представляет раздражение или гнев, явно подтверждающие ощущение отверженности. Каждой паре, в которой, как мне известно, мужчина действительно поддерживал профессиональные (учебные, деловые) интересы женщины и был любим ею и значим для нее, было очень полезно и важно узнать об этой схеме протекания конфликта. Как только ее переход от рассеянного к сосредоточенному сознанию переставал приниматься мужчиной на свой счет, поведенческий стереотип его неоправданных вторжений, ее последующего гнева и обиды отступал, напряжение спадало.
^ Уязвимость, роль жертвы и рассеянное сознание
Уязвимые богини нередко оказывались в роли жертвы. Геру унижал и оскорблял ее муж Зевс, не принимавший в расчет ее яростной потребности в верности. Привязанность Деметры к дочери была проигнорирована, как и ее страдания, когда Персефону похитили и силой удерживали в подземном царстве. И Деметру, и Персефону насиловали. Подобно покинутым, беспомощным или страдающим смертным женщинам, все три богини проявляли психотическую симптоматику.

Женщины, внутренне похожие на этих богинь и имеющие рассеянное сознание, предрасположены попадать в положение жертвы. В противоположность им богини, обладающие требующими сосредоточенного сознания способностями определять границы и цели (Артемида), обдумывать проблемы и разрабатывать стратегию (Афина), – неуязвимы и незапятнанны. У женщин, подобных им, меньшая вероятность стать преследуемыми.

Для того чтобы избежать роли жертвы, женщине необходимо выглядеть сосредоточенной и уверенной. Она должна ходить быстро – так, как будто куда-то спешит, – бесцельный или бездумный внешний вид чреват неприятностями. Хотя восприимчивость и открытость помогают женщине создать уютный дом и теплые взаимоотношения, те же ее качества во внешнем мире могут привести к нежелательным домогательствам. Любая одиноко стоящая и ждущая или сидящая одна в ресторане или фойе женщина может ожидать обращения к ней мужчины, полагающего, что женщина, явно не связанная с кем-нибудь, представляет объект внимания или домогательств. Ее восприимчивость, открытость и дружелюбие заставляют предположить, что она – реально достижимый сексуальный объект. В результате она может получать нежелательные сексуальные предложения и стать жертвой сексуальных домогательств или гнева в случае отказа.

К ее преследованию предрасполагают два фактора: принятие мужчиной восприимчивости и дружелюбия за сексуальное заигрывание и общепринятое мнение, что любая одинокая женщина потенциально доступна и с ней можно сблизиться. Другой способствующий тому фактор – фундаментальное общественное представление, что женщина есть собственность. Такое представление запрещает мужчинам обращаться к женщине, заговаривать с ней и даже разглядывать женщину в сопровождении мужчины, но при его отсутствии подобное поведение вполне допустимо.

Женщины, подобные Деметре или Персефоне и чувствующие себя уязвимыми или беззащитными, часто видят тревожные сны. Им может сниться, что мужчины вламываются в их дома или спальни, что затаившиеся или нападающие мужчины угрожают или преследуют их. Иногда враждебными мужчинами в их снах выступают родственники: мужчины, чьей критики они боятся, мужчины, задевающие их оскорбительными характеристиками, физическими угрозами или вспышками гнева. Если в детстве женщина чувствовала себя незащищенной или действительно была оскорблена, на нее во снах нередко нападают фигуры из семейного окружения в детстве.

Не всегда и не все женщины, ориентированные на близкие отношения и относящиеся к типу уязвимых богинь, видят сны о преследовании. Как и у самих богинь, у похожих на них женщин может быть период жизни, в течение которого они чувствуют себя надежно и в безопасности. Их жизнь и их сны могут быть одинаково приятны. Однако некоторые женщины видят сны о преследовании и в хорошие времена – как напоминание об их уязвимости. В любом случае, сны уязвимых женщин наполнены людьми, обычно действие в них происходит внутри зданий. Их сны вызывают воспоминания о прошлых эмоциональных связях и хорошо описывают на символическом языке нынешние близкие отношения.
^ Модели жизни и поведения
В жизни каждой из трех богинь присутствует счастливая фаза, в которой ее желания осуществляются; фаза, в течение которой она была преследуема, страдала, проявляла какие-либо патологические симптомы; и фаза восстановления или трансформации. Каждая фаза – это стадия жизни женщины, через которую она может пройти быстро или застрять на долгое время.

Женщина, обнаруживающая, что она подобна Гере, Деметре или Персефоне, благодаря пониманию соответствий между собой и этими архетипическими богинями может лучше изучить себя, свои силы, впечатлительность и негативный потенциал. Если это знание поможет ей предвидеть свои собственные проблемы, она сможет в определенной мере спасти себя от страданий. Например, женщина типа Геры может избежать долгих лет страданий, не позволив себе преждевременно и неблагоразумно поспешить выйти замуж. До замужества ей необходимо научиться разбираться в характере мужчины и его способности любить, ибо ее судьба будет обусловлена ее выбором. Подобным же образом женщина типа Деметры должна сознавать, при каких обстоятельствах она могла бы забеременеть, и предпринять соответствующие меры до того, потому что богине в ней, ощущаемой как принуждающий материнский инстинкт, нет никакого дела до последствий. А юной женщине-Персефоне лучше было бы покинуть дом и поступить в колледж или на работу, так как существует достаточно большая вероятность, что дома взросление податливой маминой дочки может затянуться.
^ Развитие за пределы архетипов уязвимых богинь
Поскольку уязвимые богини не олицетворяют качества, приводящие к достижениям, женщине, в которой живут эти архетипы, следует сделать попытку вырваться за их пределы. Она может либо открыть свои качества Афины или Артемиды, либо обнаружить, что компетентность и состязательность приходят через развитие того, что она ощущает как "маскулинную" часть себя. И она может постигать духовный и чувственный аспекты, связанные с Гестией, богиней домашнего очага, и Афродитой, богиней любви.

Следующие три главы посвящены мифологии и характеристикам Геры, Деметры и Персефоны. Каждая глава описывает архетипические схемы поведения, которые олицетворяет соответствующая богиня, и показывает, как богиня влияет на жизнь женщин, в которых она обитает, и как она воздействует на их родителей, супругов, друзей, любовников и детей – всех тех, кто связан с такими женщинами.

Каждая женщина, уже ощутившая в себе страстную потребность выйти замуж или родить ребенка, или ожидающая, что случится что-то такое, что изменит ее жизнь (а подобные вещи должна включать жизнь каждой женщины), на каком-либо отрезке своей жизни непременно обнаружит, что похожа на одну из уязвимых богинь.
Глава 8

verifikacionizm-kak-kriterij-demarkacii-nauchnogo-znaniya-silnie-i-slabie-storoni.html
vermikultura-svojstva-struktura-vidi.html
verovaniya-drevnih-slavyan.html
veroyatnostnij-podhod-v-sovremennom-naukovedenii.html
vershina-vzyata-yalezhu-odin-v-palatke-pamirke-v-puhovom-spalnom-meshke-prostorno-i-udobno-esli-rasstegnut-neskolko.html
versii-i-planirovanie-rassledovaniya-prestuplenij-chast-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fiziko-topologicheskoe-modelirovanie-struktur-elementov-bis.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-raboti-ministerstva-prirodnih-resursov-i-ohrani-okruzhayushej-sredi-respubliki-belarus-v-2006-godu-i-zadachi-na-2007-god-doklad.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-1918-godu-chislo-rabotayushih-na-zavode-anatra-dostiglo-2000-chelovek-vsego-za-eto-vremya-zavodom-vipusheno-1056-samoletov-imenno-zdes-master-a-k-mihelkevich-u-stranica-14.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-o-chrezvichajnoj-situacii-standartnij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-bazovie-i-novie-vidi-fizkulturno-sportivnoj-deyatelnosti-s-metodikoj-ozdorovitelnoj-treniorovki-atletizm-specialnost-050141-fizicheskaya-kultura.html
  • occupation.bystrickaya.ru/narkosituaciya-narkodelci-prevratili-biznes-v-skazku.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-budet-polezna-ne-tolko-psihologam-rabotayushim-v-oblasti-klinicheskoj-i-vozrastnoj-psihologii-no-i-roditelyam-pedagogam-defektologam-socialnim-rabotnikam-i-drugim-specialistam-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/podcepka-gruza-v-rezhime-viseniya-instrukciya-ekipazhu-vertoleta-mi-2-izdanie-4-e-dopolnennoe-vvedena-v-dejstvie.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-organizacii-strahovogo-dela-v-rossijskoj-federacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-osnovnie-psihicheskie-processi-uchebno-metodicheskoe-posobie-v-2-h-chastyah-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/-l-g-astana-alasini-kmeletke-tolmaandar-ster-zhnndeg-mamandandirilan-audanarali-sotina-talap-oyushi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pochvennij-pokrov-zakaznikov-borki-i-lisya-gora-valujskogo-rajona.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vraschetno-teoreticheskom-razdele-rassmotreni-voprosi-kasayushiesya-obosnovaniya-strukturnoj-shemi-principialnoj-elektricheskoj-shemi-proizveden-raschet-elementov-shemi-stranica-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-mestoraspolozhenie-centrov-i-kolichestvo-adeptov-satanistskih-kultov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovaya-politika-predpriyatiya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-o-svojstvah-kniga-predstavlyaet-soboj-kurs-lekcij-izvestnogo-peterburgskogo-vostokoveda-e-atorchinova.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-34-sdacha-priemka-v-ekspluataciyu-vols-vl-pravila-proektirovaniya-stroitelstva-i-ekspluatacii-volokonno-opticheskih.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-i-priroda-stressa-vidi-stressov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-ekologicheskaya-harakteristika-ispolzovaniya-bioenergeticheskih-ustanovok-energosberegayushie-resursi-i-tehnologii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozmozhna-li-teoreticheskaya-biologiya-chast-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poluprovodnikovij-preobrazovatel-teplovoj-energii-okruzhayushej-sredi.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-oblastnoj-literaturno-poiskovoj-ekspedicii-shkolnikov-tambovskij-kraj-ti-chast-moej-rossii-iii-tur-tambovskij-kraj-v-istorii-derzhavi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-predprinimatelstva-v-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbor-statisticheskoj-informacii-chast-22.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-studencheskih-nauchno-issledovatelskih-proektov-dalee-konkurs-provoditsya-po-planu-soveta-direktorov-ssuz-saratovskoj-oblasti-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-11-promishlennost-itogi-vipolneniya-za-2008-god-koncepcii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostoyalas-vstrecha-predsedatelya-gka-ukraini-yus-alekseeva-s-prezidentom-eksimbanka-kitajskoj-narodnoj-respubliki-li-zhogu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-matematiki-uchenik-dolzhen-znat-rabochie-programmi-po-predmetu-matematika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-konferencii-budet-vislana-elektronnoj-pochtoj-14-aprelya-2010-goda-reglament-raboti-konferencii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotchik-kalmikova-s-a.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-russkom-yazike-dolzhen-otrazhat-soderzhanie-noviznu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tvorcheskie-sposobnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-hudozhnika-v-kinematografe-oscenariyah-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gerbe-municipalnogo-obrazovaniya-skreblovskoe-selskoe-poselenie-luzhskogo-municipalnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnij-etap-departament-semejnoj-i-molodezhnoj-politiki-goroda-moskvi-gosudarstvennoe-uchrezhdenie-goroda-moskvi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.