УЯЗВИМЫЕ БОГИНИ: Гера, Деметра и Персефона - Джин Шинода Болен
.RU

УЯЗВИМЫЕ БОГИНИ: Гера, Деметра и Персефона - Джин Шинода Болен


^ УЯЗВИМЫЕ БОГИНИ:
Гера, Деметра и Персефона
Уязвимых богинь три – Гера, богиня брака; Деметра, богиня плодородия; и Персефона, известная также как Кора, или Девушка, повелительница подземного мира. Эти три богини олицетворяют архетипы традиционных женских ролей – жены, матери и дочери. Они ориентированы на близкие отношения, и их сомотождественность и благополучие зависят от наличия значимой близкой связи. Они выражают потребность женщины в присоединении.

В мифах этих богинь насиловали, похищали, подавляли или унижали боги-мужчины. Каждая страдала из-за разрушения привязанностей; каждая испытывала бессилие. И каждая проявляла характерную реакцию: Гера – гневом и ревностью, Деметра и Персефона – депрессией. Каждая проявляла признаки, похожие на симптомы психических болезней. Женщины с архетипами этих богинь так же уязвимы. Знание архетипов Геры, Деметры и Персефоны может дать женщинам понимание сути природы их потребности в близких отношениях и характера их реакции на потерю.

Когда в женской душе преобладают архетипы Геры, Деметры или Персефоны, близкие отношения являются мотивационной силой в большей степени, чем собственные достижения, независимость или новые переживания. Внимание сосредоточивается на других, а не на внешней цели или внутреннем состоянии. Поэтому женщины, соответствующие этим богиням, внимательны и восприимчивы по отношению к другим. Их мотивирует вознаграждение за близкие отношения – любовь, одобрение, внимание.

Потребности их архетипов – сочетаться браком (Гера), выращивать детей (Деметра), быть зависимой (Персефона, или Кора). Для таких женщин лично значимым может быть исполнение традиционных женских ролей.
^ Качество сознания: подобное рассеянному пучку света
У каждой из трех категорий богинь свое, характерное для каждой качество сознания. Типичное же качество, связанное с архетипами уязвимых богинь, – это "рассеянное сознание". Ирен Клармон де Кастиллехо, юнгианский аналитик, описывала такое сознание в своей книге "Познающая женщина" как "отношение приятия, осознание единства всей жизни, готовность к близким отношениям". Такое качество сознания типично для людей обоих полов, ориентированных на близкие отношения.

Я представляю этот тип сознания как свет лампы в жилой комнате, освещающей все и распространяющей тепло в пределах радиуса своего действия. Это всеобщая внимательность, позволяющая человеку замечать оттенки настроений и чувств, восприимчивость к эмоциональному тону ситуации, одинаково хорошее осознание и того, что находится в центре внимания, и того, что на заднем плане. Рассеянное сканирующее сознание позволяет матери услышать тихое хныканье ребенка в шуме разговора, жене – знать, что ее муж расстроен, болен или попал в затруднительное положение, когда он еще только входит в дверь (иногда даже до того, как он сам это осознает). Этот восприимчивый, рассеянный тип сознания позволяет воспринимать ситуацию целостно, как "гештальт". (В противоположность этому "сосредоточенное сознание", характеризующее Артемиду, Афину и Гестию, трех богинь-девственниц, концентрируется на чем-либо одном, исключая все остальное.)

Когда двое моих детей были совсем маленькими, я осознала, как они видоизменяют поведение матери, стремясь удержать ее в состоянии рассеянного восприятия. Большую часть времени, когда я находилась с детьми и была настроена на них, я была в восприимчивом психическом состоянии, ранее мне незнакомом. Я обнаружила, что, когда изменяла образ действия и концентрировала внимание на чем-то не связанном с детьми, они неизменно выдергивали меня из этого состояния.

Если они спокойно играли вместе в соседней комнате, а я – чистила кухонную раковину, перебирала одежду или даже читала что-то легкое, всегда были шансы на то, что в течение некоторого времени мне удастся сохранить "бездумную" активность. Но если я решала воспользоваться свободной минуткой, чтобы почитать научный журнал или заняться тем, что требовало моего сосредоточенного внимания, то спустя одну-две минуты маленькие ножки неизменно топали рядом, чтобы помешать моему занятию. Казалось, словно у детей есть экстрасенсорное восприятие, отмечающее момент, когда мое направленное на них и отслеживающее детали состояние сознания замещалось сосредоточенным вниманием, "отключающим" их. Попытка сосредоточиться среди непрерывных помех была бесполезной. Нулевой результат обескураживал сосредоточенное сознание и менял таким образом мои психологические установки.

Когда я осознала ситуацию, я провела эксперимент, доступный любому. Дождитесь одной из тех спокойных минут, когда ребенок-дошкольник доволен и занят чем-то без вашего участия. Заметьте, что вы можете заниматься чем-либо, не требующим концентрации. Затем отметьте время и перейдите от рассеянного сознания к сознанию, сосредоточенному на другом типе задач. Посмотрите, как долго вы сможете сосредоточиваться на этой задаче, прежде чем ребенок прервет вас.

Не только маленькие дети реагируют таким образом, когда значимая в их жизни женщина отвлекается от них, чтобы сконцентрироваться на своих личных интересах. Мои пациентки описывали многочисленные инциденты и со взрослыми людьми. Например, когда ориентированная на отношения женщина записывается на курсы или возвращается в университет, поступив в аспирантуру, единственный неизбежный источник конфликтов между ней и теми, кто живет с нею, – мужем, любовником, старшими детьми – это то, что они постоянно вторгаются и мешают ее занятиям во время учебы. Нередко она сама с большим трудом концентрируется на своей работе: восприимчивое, "рассеянное" состояние сознания, позволяющее женщине заниматься другими, позволяет им легко ее отвлекать.

Когда она сосредоточена, мужчина может бессознательно реагировать на ее работу как на соперника, отнимающего ее у него. Это его реакция на потерю ее внимания, которое до сих пор было частью его домашнего окружения. Он может реагировать на временное отсутствие Геры или Деметры в женщине, если та им не поглощена, как обычно.

Это подобно выключению невидимого теплого света и вызывает у него смутное ощущение беспокойства и ненадежности. Ситуация ухудшается, когда он вторгается "без всякой причины", потому что раздражение – обычный ответ на разрушение сосредоточения. И ее реакция чаще всего представляет раздражение или гнев, явно подтверждающие ощущение отверженности. Каждой паре, в которой, как мне известно, мужчина действительно поддерживал профессиональные (учебные, деловые) интересы женщины и был любим ею и значим для нее, было очень полезно и важно узнать об этой схеме протекания конфликта. Как только ее переход от рассеянного к сосредоточенному сознанию переставал приниматься мужчиной на свой счет, поведенческий стереотип его неоправданных вторжений, ее последующего гнева и обиды отступал, напряжение спадало.
^ Уязвимость, роль жертвы и рассеянное сознание
Уязвимые богини нередко оказывались в роли жертвы. Геру унижал и оскорблял ее муж Зевс, не принимавший в расчет ее яростной потребности в верности. Привязанность Деметры к дочери была проигнорирована, как и ее страдания, когда Персефону похитили и силой удерживали в подземном царстве. И Деметру, и Персефону насиловали. Подобно покинутым, беспомощным или страдающим смертным женщинам, все три богини проявляли психотическую симптоматику.

Женщины, внутренне похожие на этих богинь и имеющие рассеянное сознание, предрасположены попадать в положение жертвы. В противоположность им богини, обладающие требующими сосредоточенного сознания способностями определять границы и цели (Артемида), обдумывать проблемы и разрабатывать стратегию (Афина), – неуязвимы и незапятнанны. У женщин, подобных им, меньшая вероятность стать преследуемыми.

Для того чтобы избежать роли жертвы, женщине необходимо выглядеть сосредоточенной и уверенной. Она должна ходить быстро – так, как будто куда-то спешит, – бесцельный или бездумный внешний вид чреват неприятностями. Хотя восприимчивость и открытость помогают женщине создать уютный дом и теплые взаимоотношения, те же ее качества во внешнем мире могут привести к нежелательным домогательствам. Любая одиноко стоящая и ждущая или сидящая одна в ресторане или фойе женщина может ожидать обращения к ней мужчины, полагающего, что женщина, явно не связанная с кем-нибудь, представляет объект внимания или домогательств. Ее восприимчивость, открытость и дружелюбие заставляют предположить, что она – реально достижимый сексуальный объект. В результате она может получать нежелательные сексуальные предложения и стать жертвой сексуальных домогательств или гнева в случае отказа.

К ее преследованию предрасполагают два фактора: принятие мужчиной восприимчивости и дружелюбия за сексуальное заигрывание и общепринятое мнение, что любая одинокая женщина потенциально доступна и с ней можно сблизиться. Другой способствующий тому фактор – фундаментальное общественное представление, что женщина есть собственность. Такое представление запрещает мужчинам обращаться к женщине, заговаривать с ней и даже разглядывать женщину в сопровождении мужчины, но при его отсутствии подобное поведение вполне допустимо.

Женщины, подобные Деметре или Персефоне и чувствующие себя уязвимыми или беззащитными, часто видят тревожные сны. Им может сниться, что мужчины вламываются в их дома или спальни, что затаившиеся или нападающие мужчины угрожают или преследуют их. Иногда враждебными мужчинами в их снах выступают родственники: мужчины, чьей критики они боятся, мужчины, задевающие их оскорбительными характеристиками, физическими угрозами или вспышками гнева. Если в детстве женщина чувствовала себя незащищенной или действительно была оскорблена, на нее во снах нередко нападают фигуры из семейного окружения в детстве.

Не всегда и не все женщины, ориентированные на близкие отношения и относящиеся к типу уязвимых богинь, видят сны о преследовании. Как и у самих богинь, у похожих на них женщин может быть период жизни, в течение которого они чувствуют себя надежно и в безопасности. Их жизнь и их сны могут быть одинаково приятны. Однако некоторые женщины видят сны о преследовании и в хорошие времена – как напоминание об их уязвимости. В любом случае, сны уязвимых женщин наполнены людьми, обычно действие в них происходит внутри зданий. Их сны вызывают воспоминания о прошлых эмоциональных связях и хорошо описывают на символическом языке нынешние близкие отношения.
^ Модели жизни и поведения
В жизни каждой из трех богинь присутствует счастливая фаза, в которой ее желания осуществляются; фаза, в течение которой она была преследуема, страдала, проявляла какие-либо патологические симптомы; и фаза восстановления или трансформации. Каждая фаза – это стадия жизни женщины, через которую она может пройти быстро или застрять на долгое время.

Женщина, обнаруживающая, что она подобна Гере, Деметре или Персефоне, благодаря пониманию соответствий между собой и этими архетипическими богинями может лучше изучить себя, свои силы, впечатлительность и негативный потенциал. Если это знание поможет ей предвидеть свои собственные проблемы, она сможет в определенной мере спасти себя от страданий. Например, женщина типа Геры может избежать долгих лет страданий, не позволив себе преждевременно и неблагоразумно поспешить выйти замуж. До замужества ей необходимо научиться разбираться в характере мужчины и его способности любить, ибо ее судьба будет обусловлена ее выбором. Подобным же образом женщина типа Деметры должна сознавать, при каких обстоятельствах она могла бы забеременеть, и предпринять соответствующие меры до того, потому что богине в ней, ощущаемой как принуждающий материнский инстинкт, нет никакого дела до последствий. А юной женщине-Персефоне лучше было бы покинуть дом и поступить в колледж или на работу, так как существует достаточно большая вероятность, что дома взросление податливой маминой дочки может затянуться.
^ Развитие за пределы архетипов уязвимых богинь
Поскольку уязвимые богини не олицетворяют качества, приводящие к достижениям, женщине, в которой живут эти архетипы, следует сделать попытку вырваться за их пределы. Она может либо открыть свои качества Афины или Артемиды, либо обнаружить, что компетентность и состязательность приходят через развитие того, что она ощущает как "маскулинную" часть себя. И она может постигать духовный и чувственный аспекты, связанные с Гестией, богиней домашнего очага, и Афродитой, богиней любви.

Следующие три главы посвящены мифологии и характеристикам Геры, Деметры и Персефоны. Каждая глава описывает архетипические схемы поведения, которые олицетворяет соответствующая богиня, и показывает, как богиня влияет на жизнь женщин, в которых она обитает, и как она воздействует на их родителей, супругов, друзей, любовников и детей – всех тех, кто связан с такими женщинами.

Каждая женщина, уже ощутившая в себе страстную потребность выйти замуж или родить ребенка, или ожидающая, что случится что-то такое, что изменит ее жизнь (а подобные вещи должна включать жизнь каждой женщины), на каком-либо отрезке своей жизни непременно обнаружит, что похожа на одну из уязвимых богинь.
Глава 8

verifikacionizm-kak-kriterij-demarkacii-nauchnogo-znaniya-silnie-i-slabie-storoni.html
vermikultura-svojstva-struktura-vidi.html
verovaniya-drevnih-slavyan.html
veroyatnostnij-podhod-v-sovremennom-naukovedenii.html
vershina-vzyata-yalezhu-odin-v-palatke-pamirke-v-puhovom-spalnom-meshke-prostorno-i-udobno-esli-rasstegnut-neskolko.html
versii-i-planirovanie-rassledovaniya-prestuplenij-chast-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sudebnaya-medicina.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-professionalno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-problemi-obucheniya-i-razvitiya-i-problemi-razvivayushego-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-resursi-internet.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simvoli-i-chisla-knigi-peremen-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/30-yanvarya-2007-g-n-51-pp.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurse-nauchnih-talantov-na-temu-novacii-monetarnogo-regulirovaniya-i-ih-vliyanie-na-stabilnoe-razvitie-finansovih-rinkov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-napravlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tradicionnoe-hozyajstvo-chuvashii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-ellipsometriya-otrazhennogo-sveta-po-discipline-obrazovatelno-professionalnoj-programme-podgotovki-magistrov-po-specializacii-090102-02-fizicheskoe-materialovedenie-dlya-elektroniki-i-gelioenergetiki.html
  • books.bystrickaya.ru/berenson-senda.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-snizhenie-energeticheskogo-urovnya-danilin-a-danilina-i-d17-kak-spasti-detej-ot-narkotikov-vrachi-preduprezhdayut.html
  • university.bystrickaya.ru/evgeniya-krimskaya-opublikovano-otdel-kadrov-5-2006-zdravstvuj-potrebnost-v-obuchenii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-istoriya-sbornik-analiticheskih-materialov-edinij-gosudarstvennij-ekzamen-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/84-processi-diffuzii-i-osmosa-ih-rol-v-kletochnih-membranah-v-m-titov-institut-gidrodinamiki-im-m-a-lavrenteva.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-o-sushestvovanii-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov-sobravshihsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-oformlenie-nauchnih-rabot-uchebno-metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2010-udk-338-24075-8-bbk-65-290-2ya73.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slovar-terminov-prajm-evroznak.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-seminarskim-zanyatiyam-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rinok-cnnih-paperv-chast-12.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-01-psihologiya-eksperimentalnaya-psihologiya-celi-i-zadachi-disciplini-cel.html
  • shkola.bystrickaya.ru/partii-i-partijnie-sistemi-v-rossijskoj-istorii-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-socialnaya-podderzhka-naseleniya-koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na-2009-god-i-na.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhenedelnij-otchet-vladimirskogo-gosudarstvennogo-universiteta-po-pnpo-30-06-2008-06-07-2008-organizacionnie-meropriyatiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/intimnaya-hirurgiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepciya-nacionalnoj-obrazovatelnoj-politiki-rossijskoj-federacii-odobrena-konferenciya-stavit-pered-soboj-konkretnie-celi-i-zadachi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovet-po-pravam-cheloveka-ekspertnij-mehanizm-po-pravam-korennih-narodov-tretya-sessiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-otchet-ob-eksperimentalno-klinicheskom-izuchenii-bezopasnosti-i-biologicheskoj-aktivnosti-biologicheski-aktivnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/normi-rashoda-materialov-70-i-eshe-5-let-v-stroyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/doktor-zhivago-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya--konechnie-avtomati-populyarizatorskie-raboti-po-russkoj-logike-predstavleni-na-sajte.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nds-kak-osnova-formirovaniya-byudzheta-chast-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/pesn-dvadcat-sedmaya-dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-souchastiya-po-ugolovnomu-pravu-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.