.RU

Заключение - Исследование общественного настроения


Заключение

В заключение своей работы автор хотел бы сказать, что темы «общественное мнение» и «паблик рилейшнз» являются на сегодняшний день не только плодотворными, но и крайне актуальными. Это объясняется приближающимися выборами в Государственную Думу Российской Федерации в 1999 году и выборами Президента России в 2000 году. В данной работе была произведена попытка отразить всю важность участия социологических институтов в предвыборной работе и обеспечении политического процесса.

Обычно социологам приписывают только функцию опросников общественного мнения, забывая, что социологи могут выступать и как его создатели. Выборные структуры проявляют повышенный интерес к мнению народа накануне выборов, надеясь побольше узнать о своем избирателе, забывая, что институты изучения общественного мнения измеряют не индивидуальные мнения - или не только индивидуальные мнения - а общественные мнения, которые могут существенно отличаться от простой суммы индивидуальных мнений.

По сути своей, опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. А социальная установка - устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориенти­рованному на социально значимый объект. Кроме феномена социальной установки, в данной работе автор пробует проанализировать отличие двух понятий: «социальное настроение» и «общественное настроение», и приходит к выводу, что принципиальных различий между этими двумя понятиями нет, но общественное настроение - более широкое понятие, характеризующее отношение людей к экономическому, политическому, социальному состоянию общества в определенный период времени. Но и социальное настроение формируется под влиянием политичес­ких, экономических, социальных и духовных факторов. Общественное настроение объединяет и побуждает к действию определенные группы, слои населения и даже народы.

Первое отличие общественного настроения от социального настроения состоит в том, что социальное настроение в настоящее время в значительной степени находится под воздействием общественно-политических процессов, и именно в политическом аспекте глубже затрагивает социальные проблемы жизни общества. Оно может проявляться через отдельные проблемы, даже детали этих проблем. На социальное настроение влияет не только вся масса проблем, неразрешенных вопросов, но и отдельные их проявления. Это второе отличие общественного настроения от социального настроения.

Третье отличие общественного настроения от социального состоит в том, что общественное настроение - это массовидное явление, способное быть движущей силой всего общественного развития, тогда как социальное настроение большей частью - лишь отражение доминант общественного сознания и социальной практики людей, социальных групп и социальной организации общества. А так как все общество социально неоднородно, то и социальное настроение у различных слоев общества тоже может быть разным.

Важным моментом в процессе функционирования общественного мнения являются слухи. Для данной работы этот феномен интересен потому, что это субъективное ощущение нехватки информации. Именно в такой ситуа­ции человек будет искать и передавать недостоверную информацию, причем, интерпретация этой информации будет соответствовать жизненным установкам людей, их желанию усугу­бить или облегчить ситуацию и соответственно повысить свое настроение или дезорганизо­вать настроение других людей.

В данной работе показывается, что в настоящее время СМИ стали инструментом формирования слухов, во многом перегнав по значимости прежние источники устной недостоверной информации. Поэтому становится понятным, почему общественное мнение людей так недружелюбно, а порой враждебно настроено к информационным каналам телевидения, радио и газет.

Кроме того, в данной работе высказывается предположение, что для преодоления этого недоверия можно использовать технологии паблик рилейшнз, ведь цель ПР — достижение согласия, стремление к достижению честного ди­алога. Методы ПР подразумевают полную открытость и стремление к пониманию. Можно сказать, что ПР — это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности.

Но важно помнить, что при всей своей открытости спецификой ПР является сложностями оцен­ки результатов деятельности и отсутствием критериев, по которым эти результаты можно было бы определить с до­статочной точностью. Одной из составляющих частей ПР, где оценка результатов наиболее неочевидна, является имиджмейкинг. Назначение мероприятий имиджмейкинга - внеценовая конкуренция, имеющая целью формирование управляемого имиджа товаров и/или услуг, самой фирмы, личности, моды, идеологии и т.п. Пред грядущими выборами в законодательную систему нашего общества кандидаты всерьез задумываются над тем, как привлечь голоса избирателей, и спрос на услуги ПР-специалистов возрастает во много раз.

Но помимо ПР-технологий важно знать, и это автор попытался отразить в своей работе, проблему электорального выбора, проблему поведения общественных масс при совершении акта выбора под давлением социальных настроений и манипулятивных технологий. Далеко еще не исследован феномен электорального поведения, т.е. поведения избирателей (как реальных, так и потенциальных) в процессе избирательных кампаний.

Когда мы говорим о социологическом обеспечении избирательных кампаний важно помнить: нельзя изменить мировоззрение людей с помощью опросов: кто-то всегда будет “за”, кто-то - “против”, а вот формировать общественное мнение страны, опираясь на объективные научные данные, собранные социологами, видимо и есть основная задача их участия в избирательной кампании. А это проблема на самом деле куда более серьезная, чем может показаться на первый взгляд. Социологические данные, безусловно, нужны. Но фальсифицированные результаты дезориентируют электорат.

Особенность современных российских избирательных компаний как раз состоит в том, что в последние годы получили развитие информационные и имиджмейкерские технологии, направленные на манипулирование массовыми настроениями и действиями, превращение электората в объект манипулятивного воздействия. Задача облегчается тем, у большинства наших сограждан еще живы в памяти старые поведенческие стереотипы, привычки, традиции, умонастроения, представления и предрассудки.

В данной работе показывается, что образ, «социальный портрет» современного российского политика, часто подаваемый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы, необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Вот почему изучение ценностных ориентаций электоральных групп и образов политиков, созданных СМИ, представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной России, а также очистить общественное сознание населения от мифов, созданных прессой.

Ссылки



  1. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.

  2. Там же.

  3. Там же.

  4. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра - М.: 1997 с. 49.

  5. Там же, с. 50.

  6. Там же, с. 52.

  7. Там же, с. 71.

  8. Тард Г. Общественное мнение и толпа. – М., 1902. с.54.

  9. Там же, с. 62.

  10. Там же, с. 65.

  11. Бурдье П. Социология политики. М., Sociologos., 1993. с.38.

  12. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра - М.: 1997 с.127.

  13. Там же, с. 129.

  14. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.

  15. Узнадзе Д.П. Психологические исследования. - М, 1966. с. 48-62.

  16. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука., 1994. С. 251-265.

  17. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 16-18.

  18. Там же, с. 17-18.

  19. Там же, с. 18.

  20. Там же, с. 20.

  21. Там же, с. 19-21.

  22. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание., 1988. с. 42-56.

  23. Там же, с. 58-60.

  24. Там же, с. 62.

  25. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. с. 122.

  26. Хлопьев А.Т. Кривые толки России. СОЦИС.1995.№1

  27. Там же.

  28. Там же.

  29. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 147-153.

  30. Там же, с. 140-147.

  31. Хлопьев А.Т. Кривые толки России. СОЦИС.1995.№1

  32. Кто контролирует телевидение – проигрывает выборы. Новая газета №50 1998.

  33. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996 с. 140-147.

  34. Там же, с. 181-192.

  35. Блэк С. Паблик рилейшнз -- что это такое? М., «Новости» 1990. с. 17.

  36. Там же, с. 17-18.

  37. Там же, с. 21.

  38. Там же, с. 22-23.

  39. Там же, с. 25.

  40. Почепцов Г. Паблик рилейшнз - М.: 1998 с. 215-227.

  41. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997. с. 144.

  42. Там же, с. 152-167.

  43. Блэк С. Паблик рилейшнз -- что это такое? М., «Новости» 1990. с. 65-72.

  44. Почепцов Г. Теория и практика коммуникаций - М.: 1998 с. 117-132.

  45. Там же, с. 149-163.

  46. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997. с. 179-181.

  47. Там же, с. 195-211.

  48. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. М., «Триз-шанс», 1995. с.68..

  49. Там же, с. 81-97.

  50. Петpов Л.В. Массовая коммуникация и культура Л., 1991. с. 42-49.

  51. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. М., «Триз-шанс», 1995. с. 71.

  52. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М., «Просвещение». 1988. с.112-119.

  53. Баумнер Г. Коллективное поведение – психология масс. Самара. 1998. с. 33-35.

  54. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. М., 1983. с.23.

  55. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М., «Просвещение». 1988. с. 174-176.

  56. Там же, с.142-147.

  57. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., «Наука»., 1991. с.168-177.

  58. Там же, с. 184-199.

  59. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М., «Просвещение». 1988. с. 55-63.

  60. Узнадзе Д.П. Психологические исследования. - М, 1966. с. 76-77.

  61. Социологическое обеспечение избирательных кампаний. Социс,1996,N4.

  62. Смелзер Н. Социология. М.”Феникс”,1994 с. 122.

  63. Комаровский В.С. Демократия и выборы в России. Социс. 1996.№6

  64. Смелзер Н. Социология. М.”Феникс”,1994 с. 145.

  65. Цветнов А. Управление социально-политическими процессами - М.: 1995. с. 62.

  66. Марченко Г.В. Россия между выборами (социологический анализ и прогноз состояния электората. - Полис, 1996, №2.

  67. Там же.

  68. Там же.

  69. Социологическое обеспечение избирательных кампаний. Социс,1996,N4.

  70. Марченко Г.В. Россия между выборами (социологический анализ и прогноз состояния электората. - Полис, 1996, №2.

  71. Мы выбираем сердцем. VIP. 1998.№11-12

  72. Громов И. Западная теоретическая социология. С.-Пб., 1996. с. 64.



Библиография



  1. Александрова О.А. Средний класс в современном обществе. Общество и экономика. 1996.№6.

  2. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука., 1994.

  4. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М., Финстатинформ., 1995.

  5. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. М., 1983.

  6. Баумнер Г. Коллективное поведение – психология масс. Самара. 1998.

  7. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., «Наука»., 1991.

  8. Блэк С. Паблик рилейшнз -- что это такое? М., «Новости» 1990.

  9. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание., 1988.

  10. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. М., Экономика., 1991.

  11. Боровик В.С. Политическая активность современной молодежи. М., 1990.

  12. Бурдье П. Социология политики. М., Sociologos., 1993.

  13. Васильев В.П., Политическая культура трудящихся: понятие, содержание и функции. М., 1981.

  14. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М., «Просвещение». 1988.

  15. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. М., «Триз-шанс», 1995.

  16. Викторов Д. Пиарова победа. М., 1998.

  17. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

  18. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., «Экономика»., 1993.

  19. Государство и право., 1995.№8.

  20. Громов И. Западная теоретическая социология. С.-Пб., 1996.

  21. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

  22. Гуревич П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., «Искусство»., 1991.

  23. Дилигенский А. Социально-политическая психология. М., 1996.

  24. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.

  25. Дмитриев А.В. Тощенко Ж.Т. Социологические опросы и политика. Социс1994. N5

  26. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.

  27. Дубровский Д.И. Обман – философски-психологический анализ. М., 1994.

  28. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург. 1995.

  29. Завьялов П.С. Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М., Международные отношения. 1991.

  30. Карапетян Л.М. Политические партии и интересы народа. М., 1995.

  31. Кеppи С. Информация и выживание. Международная жизнь. 1988.№6.

  32. Комаровский В.С. Демократия и выборы в России. Социс. 1996.№6

  33. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс., 1990.

  34. Крутецкий В.А. Психология. М., «Просвещение»., 1986.

  35. Кто контролирует телевидение – проигрывает выборы. Новая газета №50 1998.

  36. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. Социс,1996,

  37. Лебонн Г. Психология народов и масс - М.: 1995

  38. Марченко Г.В. Россия между выборами (социологический анализ и прогноз состояния электората. - Полис, 1996, №2.

  39. Матвиенко В.Я. Социологический анализ в политике - М.: 1995

  40. Мескон М. Х. Альберт М. Основы менеджмента. М, «Высшая школа», 1988.

  41. Мы выбираем сердцем. VIP. 1998.№11-12

  42. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания - М.: 1996

  43. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике - М.: 1995

  44. Парыгин Б.Д. Общественное настроение – М.: 1966

  45. Петpов Л.В. Массовая коммуникация и культура Л., 1991

  46. Поведение избирателя и электоральная политика в России. - Полис, 1995, №5.

  47. Почепцов Г. Паблик рилейшнз - М.: 1998

  48. Почепцов Г. Теория и практика коммуникаций - М.: 1998

  49. Родин В.Г. Основы маркетинга. -М: 1992

  50. Рывкина В.В. Влияние новой правящей элиты на ход и результаты экономических реформ. - Социс,1995, №11.

  51. Смелзер Н. Социология. М.”Феникс”,1994,

  52. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.

  53. Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. -М: 1991.

  54. Социологическое обеспечение избирательных кампаний. Социс,1996,N4..

  55. Среда. 1995-1998 .

  56. Тард Г. Общественное мнение и толпа. – М., 1902.

  57. Тейлор Основы научного менеджмента М., «Высшая школа», 1991.

  58. Теория и практика средств массовой информации и пропаганды в современном мире. М., МИСОH. 1985.

  59. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение – М.:1996

  60. Узнадзе Д.П. Психологические исследования. - М, 1966.

  61. Феоктистова М.Е. Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика. М., «Высшая школа»., 1993.

  62. Хлопьев А.Т. Кривые толки России. СОЦИС.1995.№1

  63. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. М: Финансы и статистика, 1991.

  64. Цветнов А. Управление социально-политическими процессами - М.: 1995.

  65. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра - М.: 1997

  66. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

  67. Шострем Э. Человеческий выбор - манипуляция или актуализация. Ижевск 1995.

  68. Щербатых Ю. Искусство обмана - М.: 1998

  69. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг М., «Экономика», 1990.



^ Приложение 1. Методы формирования образа.
Наиболее распространенными методами формирования образа сейчас являются:

Эффект основан на “психологическом заряжении”, когда человек бессознательно усваивает эмоциональное состояние группы или авторитетного для него лица. В практике эффект используется, как заведение и поддержание полезных традиций, ритуалов, праздников и т.п., как присоединение Клиента к действиям, уже уверенно осуществляемым другими Клиентами.

Следует отметить, что секрет успеха далеко не в количестве появления рекламных материалов в газетах, на радио и телевидении, даже если это, например, предвыборная кампания или рекламная акция продажи автомобилей или компьютеров. Ключ к успеху - в правильности концепции развития общественных связей. Какой бы непредсказуемой ни была реакция общественности в период формирования облика, вся система обязательно должна подчиняться единой концепции логике.

По этому поводу маршал де Голль писал, что руководитель “должен действовать масштабно... удовлетворяя тайные желания людских сердец, компенсируя их стесненные жизненные условия, он овладевает их воображением и даже при своем случайном падении сохраняет в их глазах престиж тех вершин, к которым он так старался их привести”.
Приложение 2.

Становление класса политиков связано с появлением социальной группы людей, ориентированных на инициативную деятельность, направленную на изменение политической ситуации, отстаивание интересов групп различных людей, способных идти на риск, нести моральную ответственность за результаты и последствия своей деятельности. Это группа, инновационная сама по себе, с определенной системой ценностей и мотиваций. Образ, «социальный портрет» современного российского политика, часто подаваемый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы, необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Следствием является масса мифов, например, миф о чисто экономических интересах лидеров российской политики ( Чубайс, Кох), миф о чисто утилитарной мотивации их деятельности, миф об тотальной безнравственности политиков или же, наоборот, о завершенной морально-этической системе и т.д. Не следует, однако, создавать и другие мифы, называя наших политиков благодетелями и поборниками интересов неимущих и обездоленных. Они во многом таковы, какой является российская действительность. Вот почему изучение ценностной ориентации этой группы и образа политика, созданного СМИ, представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной России.
^ Обоснование метода контент-анализа.
Для анализа содержания СМИ по данной тематике целесообразно применить метод контент-анализа документов, так как этот метод, благодаря особенностям своих специфических процедур и применяемого инструментария, способен предоставить необходимую информацию о количественной структуре содержания текста, выявить место, занимаемое проблемой ценностных ориентаций политиков в СМИ. Именно методом контент-анализа можно сделать содержание измеримым, доступным точному вычислению, а также получить достаточно объективный результат.

Проблема – избыточная и не всегда адекватная освещаемость в СМИ проблемы ценностных ориентаций российских политических деятелей как значимой социальной группы общества в современных условиях аксиологического вакуума и трансформации ценностей.

^ Объект – информация по проблеме ценностных ориентаций современных российских политиков.

Предмет – статьи, публикации. очерки и заметки, частично затрагивающие проблему или целиком ей посвященные.

Цель – определить уровень освещаемости проблемы ценностных ориентаций современных российских политиков в прессе.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

Данные задачи работы предполагают наличие следующих гипотез:



^ Обоснование применения источников.

Проблемы российского предпринимательства (образ жизни, условия деятельности, ценности и приоритеты, хобби и бизнес, взаимоотношения с правоохранительными органами и правительством, отношение к политике и другим социальным группам общества и т.д.) периодически освещаются на страницах различных изданий, включая газеты: «Комерсантъ-Daily”, “МК”, “Сегодня”, журналы “Огонек”, “Эксперт” , "Деньги " и др.


^ Инструкция кодировщику

Прежде чем переходить к непосредственной обработке информации необходимо тщательно изучить данную инструкцию.

Анализ материалов ведется с помощью отметки соответственного кода (цифры ответа) или произвольной записи, где она предусмотрена.


Название периодического органа_______________________

Название газетного выступления_______________________

Подпись под газетным материалом (укажите полностью)________________________________________________

Дата публикации______________________________________


Каналы

001 - "Московский комсомолец"

002 - "Деньги"

003 - "Эксперт"

004 - "Огонек"

005 - Другое __________________________________________


^ Графа "Объем публикации" - предполагает, что для соотношения публикации кодировщик изготовит бумажные шаблоны .

006 – до 1/10 полосы

007 – от 1/10 до 1/5 полосы

008 - от 1/5 до 1/2 полосы

009 – от 1/2 и больше


^ Графа "Автор": для работы с нею нужен список штатных корреспондентов той или иной газеты, который должен быт взят перед началом работы. Это позволит определить род занятий автора, если он не подписан.

010 – журналист-профессионал

011 – социолог

012 – политик

013 –студент

014 –другое (укажите)___________________________________

013 - без подписи


^ Графа "Язык"

018 - канцелярский - сухой. Жесткий язык статьи, содержание специфической лексики, неоправданное использование форм долженствования.

019 - литературный -стилистически грамотный, уравновешенный язык, использование нормативной литературной лексики

020- фамильярный -разговорный - навязчивые ощущения автора, не проводится различий между приватным разговором и публичным спором


^ Графа "Характер публикации"

024 -информационно - констатирующий - вид материала, в котором отсутствует прямая противоположенность или отрицательная оценка автора, изложены лишь факты и объективно существующая ситуация

025 - положительно-ценностный - наличие в материале положительной установки на информацию

026 - инструктивно-критический -наличие критики в материале по поводу информации или сложившейся ситуации, а также некоторых "инструкций", способов ее решения или преодоления.

027 - неконструктивно - критический - наличие в материале критики, но отсутствие предложений по изменению ситуации.

028 - проблемный - в материале дана ситуация, которая является совокупностью различных проблем и противоречий, нерешенных вопросов, либо нереализованных ожиданий какого-либо социального субъекта отношений, возможны некоторые варианты решения проблемы.


^ Графа "Общий тон публикации".

032 - проблемный - раскрывается какая-либо определенная проблема, может являться предпосылкой к действиям по ее решению.

033 - строгий - четко изложен материал, без фамильярностей и шуток, изложены объективные факты, которые можно проинтерпретировать не с точки зрения субъективного восприятия, а с позиции реально существующей ситуации.

034 - информационный - происходит ознакомление с какой-либо проблемой или ситуацией, несет в себе полезную информацию, которая должна быть проверена и являться реальным отображением вещей.

035 - познавательно - развлекательный - несет в себе легкую для восприятия и интересную информацию, необязательно четко проверенные факты и события, возможны предположения и гипотезы.


^ Графа "Использование конкретных достоверных фактов".

044 - использование конкретных маркетинговых или социологических исследований, юридических законов или актов, цитат определенных субъектов отношений и т.д.


Затем необходимо проверить заполнение каждого бланка, но не поверхностно, а четко и скрупулезно, чтобы выявить не только пропущенные графы, но и несоответствие в ответах.


^ Логическая модель предмета контент-анализа.


1-ый класс параметров: отражение поставленной проблемы анализа в содержании текста:

а) разработанность темы анализа в тексте:

наличие ( х )

полнота ( у)

соответствие (z)

б) решение поставленной проблемы:

наличие ( х )

полнота ( у)

соответствие (z)

в) выполнение задач

наличие ( х )

полнота ( у)

соответствие (z)


^ 2-ой класс параметров: отношение коммуникатора к содержанию текста:

а) положительное

б) отрицательное

в) нейтральное


3-ий класс параметров: модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста:

а) общий тон публикации

б) тип и характер информации

в) осуждение или одобрение коммуникатором системы ценностных ориентаций российских политиков.


4 - ый класс параметров: характеристика коммуникаторов

а) тип автора

б) пол автора

в) должность автора


Единицы анализа: единицей анализа, в соответствии с целью и задачами исследования, будет являться суждение, касающееся проблем ценностных ориентации российских политиков.


Единицей счета будет выступать число строк текста и удельный вес информации по данной проблеме в общем объеме газетного текста.


xviii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike-i-priboram-nochnogo-videniya-moskva-stranica-5.html
xx-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike-i-priboram-nochnogo-videniya-27-30-maya-2008-stranica-10.html
xxi-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike-i-priboram-nochnogo-videniya-25-stranica-2.html
xxii-vek-do-n-e.html
y-hromosoma-i-mogushestvo-chast-2.html
ya-doch-russkogo-oficera-rasskazi-o-devushkah-hakerah.html
  • education.bystrickaya.ru/1-dannij-variant-teksta-enciklopedii-ne-soderzhit-grafiki-i-tablichnih-dannih-za-isklyucheniem-teksta-statej-v-kotorih-tablici-yavlyayutsya-vazhnoj-chastyu-soderzhaniya-stranica-16.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kodeks-etiki-auditorov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-propedevtika-detskih-boleznej-s-kursami-zdorovogo-rebenka-i-obshim-uhodom-za-detmi-dlya-specialnosti-060103-pediatriya-vsego-chasov-298.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-po-speckursu-izdatelstvo-saratovskogo-universiteta-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-24-pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-200-8-udk-004-738-bbk-32-973-202.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-oblastnoj-celevoj-programmi-stranica-18.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennie-i-municipalnie-sredstva-massovoj-informacii-sverdlovskoj-oblasti.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-mnogofunkcionalnij-kalkulyator-prednaznachena-dlya-razlichnih-vichislenij-v-tom-chisle-vichisleniya-znachenij-virazhenij-zadannih-polzovatelem-v-formulnom-vide.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-televizori-bitovaya-radioapparatura-brodskij.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-dogovora-stroitelnogo-podryada-chast-14.html
  • urok.bystrickaya.ru/prezidentskie-vibori-v-ssha-1792.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koreneva-mv-prepodavatel-kafedri-svyazej-s-obshestvennostyu-kubanskij-gosudarstvennij-universitet-fizicheskoj-kulturi-sporta-i-turizma.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-oligofreniya-uchebnik-moskva-2000.html
  • control.bystrickaya.ru/centralnij-bank-rossii-ego-funkcii-zadachi-i-puti-sovershenstvovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/adaptirovannaya-programma-kursa-okruzhayushij-mir-v-integracii-s-issledovatelskim-podhodom.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-tretya-bezumci.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-kuratorskih-chasov-v-ramkah-vnedryonnoj-v-kargtu-modeli-patrioticheskogo-vospitaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/httplib-strangereality-info-stranica-25.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-realizacii-produkcii-i-finansovih-rezultatov-oao-planeta-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bermudskij-treugolnik-klyuch-k-razgadke-a-f-chernyaev-kamni-padayut-v-nebo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elektrodinamicheskij-raschet-fotona.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gusinoe-gorlo-viktor-dragunskij-deniskini-rasskazi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimir-levi-ispoved-gipnotizyora-vtryoh-knigah-stranica-13.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xi-byudzhet-municipalnogo-obrazovaniya-zakonom-kamchatskoj-oblasti-ot-22-oktyabrya-2004g-224.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bob-kimbol-nachal-svoyu-kareru-v-kompanii-coca-cola-gde-parallelno-s-torgovlej-i-poiskom-novih-klientov-on-razrabatival-uchebnie-programmi-po-torgovle-i-provodi-stranica-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-vologodskoj-oblasti.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii-soloduho-n-m-dfn-professor-zav-kafedroj-filosofii-zasluzhennij-deyatel-nauki-rt-akademik-rae-rea.html
  • testyi.bystrickaya.ru/560--dle-karre-format.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-treh-tipah-tendencioznosti-v-istorii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolin-uilson-stranica-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-podgotovke-i-poryadke-zashiti-kursovih-rabot-po-specialnosti-finansi-i-kredit-080105-65-i.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-iii-vserossijskoj-molodezhnoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-budushee-tehnicheskoj-nauki-26-27-maya-2004-g-stranica-21.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-rabochaya-programma-pedagoga-machilskoj-eleni-nikolaevni-1-kvalifikacionnaya-kategoriya-po-geografii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publikacii-po-teme-dissertacii-analiz-i-sintez-medicinskih-sistem-podderzhki-prinyatiya-reshenij-na-osnove-tehnologij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.